Воскресенье, 05.05.2024, 20:41
Добро пожаловать на официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Онеги"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подбор по параметрам
«Игры из нетрадиционных материалов
для детей дошкольного возраста с ОВЗ»
 
Татьяна Альбертовна Окрепилова,
учитель-логопед
филиала МБОУ «СШ №2 г.Онеги» –
Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок»
 
Развитие мелкой моторики
Не напрасно  высказывание Сухомлинского о том, что ум ребёнка  находится на кончиках его пальцев, употребляется практически в каждой статье о мелкой моторике рук и способах ее развития. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. У детей с ОВЗ  кисти рук малоподвижны, и напряжены,  движения скованные и несогласованные. Иногда они не в состоянии действовать двумя руками одновременно. Я приведу пример  игр и упражнений, которые использую в своей работе с дошкольниками с ОВЗ:
1. Упражнения с застёжками.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Игра «Весёлые карандаши».
4. Рисование пальцами, кусочком ваты по песку, по крупам.
5. Упражнения с орехами, фруктами (катание, сжимание, похлопывание).
6. Игры с бельевыми прищепками.
7. Игры «Цветной горох», «Цветные резиночки».
Игры для развития речевого дыхания
Речь человека невозможна без речевого дыхания. Дыхание ребёнка младшего возраста отличается от дыхания ребёнка старшего дошкольного возраста и тем более – взрослого человека. Дыхание малыша имеет слабый выдох, который может осуществляться через нос и рот одновременно. Ребенок не может произвольно контролировать правильность своего дыхания. Часто дети раннего возраста могут говорить и на вдохе. Дыхание – это физиологический процесс, который состоит из двух фаз: вдоха и выдоха. Человек совершает их неосознанно. Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого более продолжительным выдохом.
Правильное речевое дыхание обеспечивает:
- нормальное звукообразование
- создает условия для поддержания нормальной громкости речи
- четкого соблюдения пауз
- сохранения плавности речи
- интонационной выразительности.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы слова произносят шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Упражнения на развитие речевого дыхания:
1. «Мыльные пузыри». 
2. «Чья птичка дальше улетит?» 
3. «Бабочка, лети». 
4. «Вьюга».
5. «Футбол».
6. «Капитаны».
7. «Зонтики». 
При проведении упражнений, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры нужно ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями, постепенно усложняя. Раздаточный материал должен быть удобным, красивым, интересным. Все упражнения должны носить игровой характер и похвала детям очень важна.
Развитие тактильного восприятия
Сочетание  разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов,  естественные качества природных материалов не только позволяют детям с ОВЗ освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Для развития осязания мною используются различные упражнения и дидактические игры:
Игра «Кошка Мура».
Цель: развитие у детей тактильного восприятия и памяти.
«Кошка Мура» связана из остатков пряжи, комплектуется различными небольшими предметами, игрушками из киндер-сюрпризов. В зависимости от дидактических задач игра может проводиться по-разному: ребёнок может достать названный предмет или отобрать предметы по указанному признаку (материалу, величине и т.д.).
Игра «Чудесный  мешочек».
Цель: знакомство и распознавание поверхностей с различными фактурами.
Задачи:
- учить детей с помощью осязания определять предмет на ощупь;
- обогащать активный словарь детей новыми словами (береста, пластмасса, пенопласт и т.д.);
- развивать мелкую моторику рук;
- учить находить точные слова для определения своих ощущений (гладкие, шершавые, твердые, упругие, бугристые, ворсистые  и т.д.);
- воспитывать усидчивость.
Ход:
Дети рассматривают крышечки.
– В волшебном мешочке находятся точно такие же крышечки, как у меня в руках. На ощупь отыщи и достань из мешочка пару к первой крышечке (Что в крышечке? Камни. Какие они по фактуре? Гладкие.) Отыщи и достань пары к двум крышкам…
Игра «Золушка».
Цель: развитие у детей тактильного восприятия и памяти.
В игре «Золушка» дети должны перебрать крупу или отделить макароны от фасоли в контейнеры.
Игра «Сенсорные ванночки».
Крупы, косточки, семена гороха, фасоли, семечки, макароны в небольшом глубоком контейнере.
1)                 Ребёнок, погружая руки как можно глубже, находит предметы, которые начинаются  (заканчиваются) на определенный звук.
2)                 Погружая руки, ребёнок  производит различные действия: помешивает, сжимает и разжимает пальцы рук.
3)   Находит на дне «бассейна» спрятанные предметы или игрушки.
Игра «Тренажёр для  развития межполушарных связей»
Ход игры:
1) Приставь большой палец правой руки к красному шнурку с правой стороны, большой левый  палец левой руки к красному шнурку с левой стороны. Пробеги по дорожке в обе стороны (аналогично упражняемся с другими пальчиками). 
2) Перед тобой две дорожки для правой и левой руки. В крышечку белого цвета помещаем два пальчика, в красную – один пальчик. Дойди обеими руками до конца одновременно, не спеши, будь внимателен.
3) Помести каждый пальчик на цветной мягкий шар. По очереди «прыгают» по одному разу большие пальцы, затем указательные, средние, безымянные, мизинцы. А сейчас в обратную сторону начинают «прыгать» наши пальчики («попрыгать» по два раза).
4) Поставь указательные пальцы на розовую точку. От точки начинаем одновременно вести пальчиками в одном направлении, вправо,  вниз между трубочками. Останавливаемся в точке. Теперь возвращаемся наверх. От точки начинаем одновременно вести пальчиками в разном направлении  вниз между трубочками. Останавливаемся в точке.
5) Ставим указательные пальцы в центр восьмёрок. Начинаем вести вправо в одном направлении, влево. Попробуем провести пальцы в разном направлении. Старайся! Не ошибись!
Упражнения с камушками и крышечками.
Цель: развитие у детей тактильного восприятия. 
Задачи:
-           учить согласовывать имена существительные с числительными;
-           развивать мелкую моторику рук; 
-          учить находить точные слова для определения своих ощущений (гладкие, шершавые, выпуклые и т.д.).
Детям старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры, изготовленные из нетрадиционных материалов, так как они безопасны, экологичны. Такие игры привлекают детей и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения, развивают мелкую моторику рук, речь.  
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
НАША ГРУППА В ВК
МБОУ ОСОШ г.Онеги (филиал МЦДО) © Онега, Гагарина - 48