Воскресенье, 05.05.2024, 12:40
Добро пожаловать на официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Онеги"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подбор по параметрам

Использованиеинформационно-коммуникационныхтехнологийв работе музыкального руководителя

Александра Сергеевна Соловьева,

музыкальный руководитель

филиала МБОУ  «СШ№4 им.Дважды Героя

 Советского Союза А.О.Шабалина»

Детский сад «Улыбка»,

г.Онега Архангельской области.

 

В основной статье закона об образовании Российской Федерации говорится о необходимости внедрения современных инновационных технологий, а федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают информационно-коммуникационные технологии  как одну из составляющих развивающей среды дошкольной организации.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная современным образованием.

Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду представить себе работу без них уже невозможно.  Никого не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.  

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии.

Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Рассмотрим, какие функции выполняет компьютер в педагогической деятельности музыкального руководителя:

  1. Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.
  2. Помогает создать дидактический материал, картотеки.
  3. Компьютер позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный.
  4. Оформлять документацию.
  5. Работать с музыкальными файлами (обрезать, склеивать, делать нарезки, менять темп и тональность), создавать фонотеки и их хранение.
  6. Помогает обобщать и распространять опыт работы.

Музыкальный руководитель может применять различные формы ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках, в совместной деятельности, в работес родителями через информационные сети (Интернет). А также подготовка сообщений, рекомендаций для родителей в папку-передвижку, проведение анкетирования. В работе с педагогами, в кружках, самообразование педагога.

Стремительное развитие мультимедийных презентаций и масштабность их применения в сфере образования объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования. К ним относятся:

  1. Информационная емкость - основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием, возможность в одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объем графической, текстовой и звуковой информации;
  2. Компактность - в качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты, но независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения;
  3. Доступность - достоинства презентации в том, что ее просто сделать;
  4. Наглядность и эмоциональная привлекательность - мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подобрать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации, будут способствовать комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
  5. Мобильность - все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер; 
  6. Многофункциональность - возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации.

    Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Применение информационных технологий в развитии музыкальности детей:

  • Позволяют представлять музыкальную информацию в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения.
  • Активизируют познавательную деятельность детей, развивают творческие способности воспитанников.
  • Оказывают эмоциональное воздействие на ребенка, повышают интерес дошкольников к музыкальному искусству.

Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны персонажей видеопроектов в виде картинок-отгадок, «аплодисменты» - анимация аплодирующих рук, или «салют» в честь победителей.Использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным;

Рассмотрим возможности использования ИКТ по видам музыкальной деятельности.

   

Восприятие музыки: Это может быть демонстрация портретов композиторов,подборка иллюстраций к музыкальным произведениям. Возможность показа качественного и разнообразного иллюстративного материала создаёт замечательный эмоционально-эстетический фон восприятия музыкальных произведений.

Большое подспорье в развитии музыкального мышления, памяти, слуха является наличие Интернет -  ресурсов. Познакомившись на занятии с каким-либо  музыкальным фрагментом, дети слушают, часто  в другом исполнении, и  узнают его при  просмотре мультфильма,например - «Баба Яга» («Детский альбом» Чайковского), «Белочка» Римского-Корсакова, Симфоническая сказка «Петя и волк», Мульт-опера «Три медведя»и др.

   Некоторые компьютерные задания помогают в игровой форме закрепить понятия жанров, вспомнить знакомые пьесы и соотнести их с изображением.

Следующий вид деятельности – пение, которое начинается с дыхательной гимнастики.Например,«Подуй на снежинку»(зимой на снежинки, весной на одуванчик, летом на бабочку, осенью на листочки).«Свечи» (продолжительный выдох, губки «трубочкой»,  чтобыпламя шевелилось, но не погасло, резкий, чтоб задуть свечу)

Упражнения на развитие голосового аппарата, певческого диапазонас элементами анимации.Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, может использоваться видео с записью хорошо поющих детей, а также видеозаставки к детским песням.

Пение песен по мнемотаблицам  -это схема, в которую заложена определенная информация.Например, на каждое слово или словосочетание в тексте придумывается картинка (изображение). Таким образом, текст песни зарисовывается схематически.После этого ребенок по памяти, используя схематическое изображение, воспроизводит текст целиком.

   

   

Таким образом, у детей развиваются психические процессы: мышление, внимание, воображение, память, музыкальный слух,  умственную активность, сообразительность, наблюдательность.Детям нравится разучивать песни с помощью мемотаблиц и презентаций по разучиванию песен. Они с удовольствием запоминают песни по картинкам

В музыкально-ритмических движенияхтакже можно использовать видеоролики. При объяснении исполнения упражнения просмотр видеоклипа дополняет  информацию. Дети могут увидеть исполнение танцевального движения участниками хореографического коллектива. А сочетание образного слова с визуальным просмотром усиливает эмоциональное воздействие на детей.

- использование схем, картинокдля перестроения, ориентировку в пространстве, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

   

Интерес к лучшему исполнению танца можно вызвать у детей, показав им исполнение их сверстниками различных танцевальных композиций.А также дети просматривают видеозаписисобственного исполнения для последующего анализа. Эти показы являются сильной мотивацией для преодоления трудностей у детей и желание танцевать.

Очень нравятся детям Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций. Они позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения.

Ритмические картинки. Дети прохлопывают, протопывают или прошлёпываютритм, изображенный на экране. Вначале без музыки, затем подключаем музыкальное сопровождение.

Основная цель этих упражнений – научить правильно, соотносить длинные и короткие звуки, «читать» и понимать графическую запись ритмических последовательностей

Видеопроекты  дляигры на музыкальных инструментах  предполагают самое первое знакомство детей с  натуральным звучанием музыкальных инструментов. Например,  вряд ли в «живую» дети могут услышать  звучание органа, скрипки, свирели и т. д. А вот увидеть и услышать эти инструменты, побывать в концертном зале, можно с помощью средств мультимедиа. Безусловно, видеоролик не научит детей играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, но зато сможет пробудить в них интерес к музыке.

Имеют место так же видео – подсказки для детей, играющих в оркестре.

Можно сказать, что использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом.

Ребенок не только видит,  воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно,  только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.

Мной разработан цикл занятий «Вечный песенный огонь», дети знакомятся с песнями военных лет, слушают песни в исполнении Леонида Утёсова, Марка Бернеса. Использую презентации в занятиях по ритмике, Музыкальных гостиных, тематических занятиях.

На развлечениях и праздникахмы также  используем показпрезентаций, и  слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий. Не всегда есть возможность быстро сменить декорации, а использование фона, слайд-шоу на экране значительно облегчает эту задачу. Благодаря мультимедиа мы можем «находиться в лесу», затем переместиться в «избу к русской печке» или оказаться в «Простоквашино», покататься на «Грибной электричке» или «Ковре-самолёте», побывать «в гостях у Деда Мороза».Эффектно смотрится показ парада военной техники, салют в честь Победы, сжигание Масленицы. 

Использование презентацийна праздничных утренниках очень удобно: это хорошие подсказки для ведущих праздника, на слайде может быть текст (небольшое художественное слово), задание, загадка, музыка, видео, фото и т.д.

Работа с родителями – еще одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. На родительских собраниях и  совместных с родителями мероприятиях можно использовать различные презентации, видео  сюжеты о дошкольном учреждении, о жизни детей, рекомендации.

Использование компьютерных технологий активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей.

Во время дистанционного обучения (год назад) я создала группу В Контакте для взаимодействия всех участников образовательного процесса. В которой я публиковала упражнения-разминки, музыкально-дидактические игры, тексты песен, движения танцев  с музыкальными и видео-файлами, рекомендации по слушанию музыки, консультации, мастер-классы.

Совместное с педагогами проведение занятий, праздников и развлечений с использованием ИКТ ведёт к плодотворному сотрудничеству музыкального руководителя,  воспитателя, учителя-логопеда и инструктора по физическому воспитанию.

Самообразование -  обобщение опыта,  электронное портфолио, создание собственного мини-сайта, странички ВК для взаимодействия всех участников образовательного процесса. Создание мультимедийных презентаций требует от музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса  к  музыкальной деятельностипедагогов, а так же и родителей.

Неоценима помощь компьютера в ведении документации - автоматизации документов(отчеты, справки, программы, планы). Создание текстов, таблиц, оформление титульных листов, папок-передвижек с консультациями для родителей и воспитателей).

Главное - желание педагога, техническое оснащение и творческий подход!

Результатами  использования ИКТ в музыкальной деятельности являются:

wповышение качества знаний детей по специальным разделам  музыкального  воспитания;

wповышение уровня развития памяти, внимания, мышления, речи, восприятия воспитанников;

wзначительное повышение мотивации дошкольников к изучению   музыки.

Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для  ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Для педагога, интернет-ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.                                      

Но не стоит забывать, что использование ИКТ – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны!

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
НАША ГРУППА В ВК
МБОУ ОСОШ г.Онеги (филиал МЦДО) © Онега, Гагарина - 48