Приемы активизации познавательной деятельности
детей с ограниченными возможностями здоровья
на занятиях по легоконструированию
Елизарова
Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ОСОШ
«У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, что бы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка».
В.А.Сухомлинский
Наша задача (педагогов, учителей) – в детях, в том числе, и в особенных детях с ограниченными возможностями здоровья разглядеть задатки, талант и помочь им его развить.
В современном мире интернет - технологий, которые привлекают детей с дошкольного возраста, сложно увлечь ребенка, найти интересное, развивающее его творческие способности, занятие.
Преимущество занятий для дошкольников 3-6 лет по программе «Легоконструирование» заключается в том, что LEGO позволяет ребенку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Трудные задачи можно решить в процессе увлекательной игры, в которой не будет проигравших.
В силу своей педагогической универсальности наборы LEGO оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики, восприятия формы и размеров объекта, пространства, развития образного мышления. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса, развитие логического и пространственного мышления.
По программе «Легоконструирование» я работаю 6 год.
Цель программы: создание условий для выявления и развития конструкторских и творческих способностей обучающихся на основе LEGO-конструирования.
Задачи:
-обучать навыкам конструирования на основе LEGO-конструктора;
-формировать умение работать по предложенным инструкциям, по заданным условиям, по образцу, по чертежу, по схеме;
-формировать умение рисовать, лепить самостоятельно, по схеме, по образцу;
-совершенствовать коммуникативные навыки при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
-развивать у обучающихся интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
-развивать моторные навыки, фантазию, внимание, образное мышление и творческие способности;
-развивать познавательную активность, воображение, фантазию и творческую инициативу;
-развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять, словарный запас,
-воспитывать творческую личность, способную осуществлять свои творческие замыслы;
-воспитывать трудолюбие, активность, художественно-эстетический вкус и умение ценить красоту, доводить начатое дело до конца.
Дошкольник, в соответствии с возрастными особенностями, ждет, чтобы все его замечали, любили, одобряли. К.Д. Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес к обучению. Следовательно, образовательные задачи программы могут быть реализованы только в том случае, если дети будут испытывать уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Таким образом процесс обучения строится в атмосфере доброжелательности с погружением каждого ребенка в творческий процесс.
Программа предназначена для обучающихся дошкольного возраста 3-6 лет, с разным уровнем мотивации, умений и навыков конструирования, посещающие дошкольные образовательные организации и находящиеся на семейном воспитании (разновозрастная группа) и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Программа «Легоконструирование» представляет собой систему интегрированных занятий, объединяющих конструирование с математикой, окружающим миром, развитием речи, и с элементами изодеятельности: лепкой, аппликацией, рисованием.
LEGO-элементы используются в математических дидактических играх: «Посчитай», «Сравни», «Разложи по порядку», «Собери линейный математический пазл». Дошкольники изучают понятие пространства, признаки объемных фигур, этапы построения моделей. В процессе обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов) развивают навыки анализа и самоанализа. Использование заданий по лепке, рисованию, аппликации способствует полноценному развитию и проявлению творческих способностей.
За счет интеграции в обучении решаются вопросы активизации детей на занятии, снижения утомляемости, продуктивности развития обучающихся. Это позволяет развивать конструкторские и творческие способности обучающихся и в игровой форме изучить объект исследования с разных сторон.
Программа позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, используются разноуровневые задания, создается ситуация успеха для каждого обучающегося, что способствует развитию познавательной активности.
Работа по программе осуществляется по принципу от простого к сложному. Темы из года в год повторяются с усложнением, поделки из конструктора становятся сложнее. Происходит переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстника к самостоятельным. Объем знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, соответствует принципу доступности. Соблюдение принципа продуктивности обеспечивает обязательность получения продукта самостоятельной деятельности. Различные виды занятий по обучению легоконструированию, предложенные исследователями В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой, З.Е. Лиштван, используются с учетом возрастных особенностей обучающихся, как и подбор конструктора: для обучающихся 3-5 лет используется Lego «Полесье», Lego Duplo для 6 лет- LEGO CLASSIK с отличающейся величиной деталей и сложностью сборки.
С прошлого учебного года у меня появились обучающиеся с ОВЗ: с НОДА (нарушением опорно-двигательного аппарата) и ДЦП (детский церебральный паралич).
С такими обучающимися я работаю индивидуально. Каждому ребенку создается свой «МАРШРУТ» в зависимости от их особенностей и запросов родителей.
Главные приемы работы с особенными детьми, приемы активизации их познавательной деятельности, которые я выделила для себя и готова поделиться с вами, таковы:
· Дозированная подача материала
· Повтор однотипных заданий
· Многократное повторение задания-указания
· Использование сигнальных карточек
· Использование специализированных компьютерных технологий, презентаций с анимациями
· Максимальное использование наглядного материала с реалистичными изображениями
· Восприятие материала с закрытыми глазами («Волшебный мешочек»)
· Использование магнитных (деревянных) цифр (букв)
· Дидактические игры с поиском видовых признаков предметов
· Рефлексия настроения, содержания, деятельности
· Поддержка и поощрение любой детской инициативы
Как вы понимаете, эти приемы подходят для любой образовательной программы для работы с детьми с ОВЗ как дошкольного, так и младшего школьного возраста.
«Легоконструирование» - это первый этап развития конструкторских и творческих возможностей дошкольников. Успешное освоение программы способствует формированию самостоятельности, стремлению к саморазвитию и желанию уже в школьном возрасте обучаться и развиваться по программам «Робототехника» и «3D – моделирование».
Список литературы:
1. Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду/ Е.В.Фешина.-Издательство Сфера, 2012.
2. Лиштван З.В. Конструирование/ З.В.Лиштван. – М.: Владос, 2011.
|