Вторник, 07.05.2024, 01:33
Добро пожаловать на официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Онеги"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подбор по параметрам

Мастер-класс

«Дидактическая игра. Состав числа»

 

Ковач Ирина Константиновна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ОСОШ

       Данный мастер-класс будет полезен педагогам, работающими с дошкольниками.

       Цель: обмен опытом по проведению дидактической игры «Состав числа».

       Материалы: дидактическая игра (набор числовых карточек, подборка считалок и зазывалок, числовые домики), стол.

       Ход мастер-класса:

       1.Вводная часть

       Здравствуйте! Незаменимым помощником в общении и развитии детей всегда была и есть игра. Игра – не только ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, это перевоплощение в любой одушевленный и неодушевленный предмет, это фантазия и творчество, это отдых и раскрепощение, это интерес и эмоции – и все это ведет к результату. Особую роль в обучении детей дошкольного возраста играют дидактические игры с использованием наглядного материала, так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Принцип наглядности соответствует основным формам мышления дошкольника и обеспечивает прочное запоминание. Я.А. Коменский считал его (принцип) «золотым правилом» дидактики.

       2.Основная часть:

       Дидактических игр огромное множество! Мы активно используем проверенные, традиционные игры, но я творческий и очень увлекающийся педагог, поэтому очень часто придумываю сама стихи, загадки, считалки, игры, игровые упражнения, увлекательные задания. А практический опыт взаимодействия с детьми на занятиях и в общении, их индивидуальные особенности и способности помогают придумывать не только сюжет игры, но и последовательность действий, предметы – заместители, наглядность, учитывать темп и ритм деятельности.

       Дидактическая игра – это прием передачи информации от взрослого к ребенку и обратно. Дидактическая игра наряду с обучающей задачей несет элементы игры и творчества, объективно входящие в увлекательную деятельность малышей. Дидактическая игра, благодаря входящему в ее состав дидактическим материалам (стихотворение, считалка, загадка, картинки, карточки с цифрами или предметами, игрушки и многое другое), динамично ускоряет развитие детей дошкольного возраста.

       Математика – наука сложная. В старшем дошкольном возрасте содержание знаний усложняется, и нам, педагогам, приходится думать, как преподнести тот или иной материал для дошкольников. Причем сделать это так, чтобы им было не только понятно, но и интересно.

       Игры на состав чисел направлены на совершенствование знаний о составе изученных чисел, на формирование умения представлять числа в виде суммы двух слагаемых, двух меньших чисел для одного числа на основе наглядности.

      Состав числа начинает изучаться в старшей группе. В возрасте 5-6 лет дошкольник знакомится с составом числа в пределах 5. Материал сложный, но игровые приёмы помогают успешно справиться с этой задачей. Работу в этом направлении я начинаю со счета – пересчета предметов, в качестве наглядного «материала» выступают сами дети. Обязательно подключаю прием воображения. А в качестве дидактического материала выступают стихотворения и считалки по теме занятия.

      Вот несколько вариантов одной из дидактических игр «Состав числа».

Дидактическая игра «Детки – конфетки»

 (или «Девочки – лисички», «Мальчики – зайчики»)

для детей 5 лет

       Дидактический материал: карточка с цифрой 4, закличка-превращалка про конфетки, стихотворение про цифру 4 (Она же считалка: выбор хозяина дома).

       А сейчас вы, детки - сладкие конфетки!

       С вами вместе поиграем и конфетки посчитаем!

       Представьте себя вкусненькой конфеткой.

 

       А теперь выберем по считалке хозяина дома чисел, хозяина конфет.

       Два плюс два – равно четыре,

       Всем известно в целом мире.

       Ну, а мы сейчас играем

       И до четырех считаем!

 

       Хозяин дома числа 4 и конфет выходит на середину перед детьми, педагог прикрепляет ему картинку на одежду (Домик с цифрой 4).

       А теперь детки-конфетки запоминают волшебные слова и проговаривают их каждый раз все веселее и быстрее:

      Очень весело живем,

      Все считаем день за днем.

      А как скажут….

 

      Хозяин дома говорит: «По домам!»

      Детки-конфетки продолжают:

      Встанем тут и встанем там!

 

      Хозяин дома с числом 4 должен собрать слева и справа от себя столько конфет, чтобы при сложении их всегда было 4.

      Играем несколько раз.

      Детки – конфетки встают каждый раз по - разному.

 

      Хозяин дома называет любое первое число и показывает правой рукой куда и сколько деток-конфеток должно встать.

      Играем несколько раз.

      Проигрываем все возможные варианты. Хозяин дома сам ведет пересчет и делает вывод. Хозяин не меняется до тех пор, пока все варианты не проиграны с числом 4 (1, 2, 3, 4, 0).

Дидактическая игра «Девочки и мальчики – шустренькие пальчики»

       Дидактический материал: карточка с цифрой 3, закличка-превращалка про пальчики, стихотворение про цифру 3 (Она же считалка: выбор хозяина дома), набор карточек с пальчиками от 0 до 3.

       Не забывайте, что самый лучший тренажер и помощник, который всегда с собой - это пальцы ребенка. В первое время с помощью пальцев можно и нужно находить правильный ответ. Однако, с детьми 5-6 лет я активно использую наглядность и карточки в бумажном варианте.

       А сейчас вы не девочки и мальчики, а шустренькие пальчики! С вами вместе поиграем и пальчики посчитаем! Посмотрите на ладошку перед вами.

      А теперь выберем по считалке хозяина дома чисел, хозяина наших пальчиков.

      Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф –

      Братья – поросята.

      Ну, а мы сейчас играем

      И до трех считаем!

      Сюжет игры такой же, как и с числом 4. Если дети хорошо ориентируются в подсчете, можно хозяину не называть какое число и с каким количеством пальчиков должно выйти к нему сначала справа.

Дидактическая игра «Девочки и мальчики – цифры»

      Дидактический материал: карточка с цифрой 8, закличка-превращалка про цифры, стихотворение про цифру 8 (Она же считалка: выбор хозяина дома), набор карточек с пальчиками от 0 до 8.

      В возрасте 6-7 лет ребенка знакомят с составом чисел от 0 до 10. Изучение состава числа поможет будущему школьнику легко освоить сложение и вычитание.

К этому возрасту ребенок знает наизусть прямой счет до 10, обратный счет в пределах 10, умеет пересчитывать и отсчитывать предметы, знает состав числа из единиц: понимает, что 3 - это 1 и 1 и 1. Все это говорит о том, что ваш ребенок готов к изучению состава чисел до 10 из двух меньших чисел.

       Но результатом изучения состава числа должен стать счет в уме. Ребенок предстоит научиться отвечать на вопросы: 8 - это 3 и ? 5 это 2 и ?

       А сейчас вы не девочки и мальчики, а станете точны и быстры, превращаю вас я в цифры! С вами вместе поиграем и посчитаем! Посмотрите на карточку с цифрой перед вами.

       А теперь выберем по считалке хозяина дома чисел.

      Как у мамы – кошки

      Родились котята – крошки:

      Черных – 2,

      Серых – 5,

      И один котенок в мать.

      Сколько маленьких котят

      Возле кошечки лежат? (8)

      Сюжет игры такой же, как и с числом 4. Если дети хорошо ориентируются в подсчете, можно хозяину не называть какое число должно выйти к нему сначала справа.

Дидактическая игра «Девочки и мальчики – кошечки и собачки»

      Дидактический материал: карточка с цифрой 5, закличка-превращалка про животных, стихотворение про цифру 5 (Она же считалка: выбор хозяина дома), набор карточек с пальчиками от 0 до 5, стол.

      Цель: развитие зрительной памяти и слухового внимания.

      А сейчас вы не девочки и мальчики. Девчонок превращаю в кошечек со словами «Мяу», а мальчишек – в собачек со словами «Гав»! С вами вместе поиграем и посчитаем голоса домашних животных! По просьбе хозяина дома и поднятой карточки кошечка промяукает столько раз, а затем будет лаять собачка, глядя на свою карточку. В результате музыкального дуэта у вас должно получиться ровно 5 голосов. Понятно? Хозяин дома будет приглашать по очереди по 1 кошечке и 1 собачке. На столе у хозяина дома чисел лежат карточки с цифрами от 0 до 5.

       А теперь выберем по считалке хозяина дома чисел.

       Вы послушайте, ребята,

       Я хочу вам рассказать:

       Родились у нас котята –

       Раз, два, три, четыре, пять!

       Ну, а мы сейчас играем

       И до пяти считаем!

       По сюжету игры хозяин дома чисел поочередно поднимает карточки с составом числа 5, а дети – животные, должны звуком показать количество. Хозяин оценивает – хвалит или просит исправиться!

  3.Заключительная часть

       Состав числа начинают изучать с опорой на наглядный материал. С помощью карандашей, орехов, конфет покажите ребенку все варианты состава чисел в пределах десяти. Например, число 6 - это 0 и 6, 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1, 6 и 0. Одно занятие посвящайте одному числу. Пусть ребенок вначале отсчитает нужное число предметов, а затем распределит их по группам, применяя различные комбинации. Результаты своих вычислений ребенок может записывать в виде примеров.

       Как помочь ребенку запомнить состав чисел?

       Расскажите, что любое число всегда состоит из единицы и предыдущего числа. Таким образом, если нужно определить состав числа 8, у ребенка уже готов один ответ: 8 - это 1 и 7. Соответственно, чтобы определить, сколько будет 8 минус 1, нужно от 8 отчитать 1 в обратном порядке, то есть назвать предыдущее число. Познакомьте ребенка также с отсчетом 2. Чтобы ответить на вопрос: 8 - это 2 и сколько? нужно сначала отсчитать 1 в обратном порядке, а потом еще 1.

      Чтобы довести определение состава числа до автоматизма, решайте как можно больше примеров. Можно играть в игру: вы называете число, состав которого нужно определить, ребенок как можно быстрее показывает любое уместное количество пальцев, вы показываете оставшееся количество. Потом меняетесь ролями. Эта игра также тренирует навык сравнения, ведь если вы назовете 4, ребенку нельзя показать 5 и более пальцев.

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
НАША ГРУППА В ВК
МБОУ ОСОШ г.Онеги (филиал МЦДО) © Онега, Гагарина - 48