Суббота, 04.05.2024, 11:34
Добро пожаловать на официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Онеги"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подбор по параметрам

«Музыкальное воспитание

обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)»

Кузнецова

Светлана Анатольевна,

учитель

ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»

         Работая учителем музыки в коррекционной школе, я столкнулась с рядом проблем в плане музыкального воспитания и обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые не только бы развивали, но и корригировали многие эмоционально-поведенческие расстройства, характерные для детей с проблемами в развитии. В своем выступлениия хотела бы рассмотреть возможности воздействия на внутренний мир ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями), на формирование его нравственно-эстетических представлений и становление личности в целом, используя различные виды музыкальной деятельности. Ведь музыкальное воспитание не только воспитание музыканта, а воспитание человека.

         Искусство всегда занимало важное место в нравственном развитии общества. Музыкальное воспитание в специальных (коррекционных) школах является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи. По мере овладения различными видами музыкальной деятельности, дети самостоятельно используют их в различных ситуациях: во время уроков, во внеклассной работе, в быту с нормально развивающимися школьниками. Музыкальная деятельность способствует формированию у обучающихся вСКОШИ эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни. Однако характерные для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отклонения в эмоционально- волевой сфере поведении обуславливают необходимость разработки специальных методов и приёмов обучения.

         Чем раньше ребёнок с нарушениями в развитии включится в музыкально-коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения.Помимо этого занятия музыкой предупреждают возникновение сопутствующих дефектов и нервно- психических расстройств.

         Основными задачами музыкального воспитания таких детей являются:

-развитие музыкальных и творческих способностей с учётом индивидуальных возможностей обучающихся, с помощью разных видов музыкальной деятельности;

-формирование основ музыкальной культуры и общей духовной культуры, ценностных установок;

-оптимизация образного мышления, как важнейшего фактора художественного постижения мира;

-компенсация эмоционального недоразвития.

         Музыкальное воспитание является самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство прекрасного формируется у ребёнка с проблемами в развитии не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пение, движение под музыку, игре на музыкальных инструментах.

         В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности для расширения художественной и музыкальной культуры, благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также формирование предпосылок развития его творческих и музыкальных способностей. Получают дальнейшее развитие мыслительные способности, сосредоточенность, концентрация внимания, улучшается положительная мотивация поведения.

         В музыкальном воспитании детей СКОШИ   использую различные виды деятельности. К ним относятся:

-хоровое  пение

-малые формы (соло, дуэты, трио)

-вокальные  группы

-игра на музыкальных инструментах (шумовых)

-слушание музыки

-музыкально-ритмические движения

-инсценирование песен, музыкальных  пьес  программного характера

- творческие задания: рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений, написание небольших сочинений и  рассказов о музыке.

         Таким образом, можно заключить, что в процессе участия обучающихся  коррекционной школы в различных видах музыкальной деятельности при музыкальном восприятии происходят следующие процессы:

1. Образуются музыкальные представления, включающие запас сведений музыкального содержания (музыкальная интонация, особенности звукообразования и др.), получают дальнейшее развитие мыслительная способность, внимание, сосредоточенность, концентрация памяти.

2. Развивается эмоциональная сфера, формируются эстетические чувства, воспитываются такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

3. Улучшается положительная мотивации поведения, динамика развития сознательной саморегуляции музыкальной деятельности.

         Содержание музыкального образования отражено в программах, в которых прописаны требования  по развитию музыкальных способностей, формированию музыкальных навыков, знаний, умений у детей и рекомендуемый список репертуара по всем видам музыкальной деятельности. Программные требования – это наиболее стабильная часть содержания музыкального воспитания. Основываясь на программных требованиях, использую произведения народной и классической музыки, а также детские произведения в качестве дополнительного материала. При выборе репертуара учитываю интеллектуальные, возрастные, индивидуальные особенности, материально-техническую базу учреждения, собственные музыкально-педагогические способности.

         При подборе репертуара важно соблюдение принципа доступности. Музыкальные произведения должны соответствовать интеллектуальным, физическим, психоэмоциональным возможностям детей. Дети с проблемами в развитии гораздо легче усваивают более трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией. Самостоятельно дети никогда не поют их.

         При выборе произведений для слушания большое значение имеет соответствие содержания музыкальных произведений возможностям восприятия их детьми с отклонениями интеллектуального развития. Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, обучающихся в специальных (коррекционных) учреждениях, достаточно специфичен. Игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы - это наиболее любимые детьми объекты, отражённые в музыке.

         Музыка для слушания должна отличаться:

- чёткой, ясной структурой;

- простотой музыкального языка;

- элементарной гармонией;

- выразительными мелодическими оборотами;

-наличием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.

Реализации образовательных задач способствуют методы музыкального обучения, которые делятся на: наглядные, словесные, практические.

Наглядность бывает:

а) звуковая (исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО: аудио записи, компакт диски);

б) зрительная (картины рисунки, графическое изображение музыки, схемы таблицы и т.д.);

в) комбинированная (аудио - визуальная) наглядность включает телевидение, видеофильмы.

         Словесные методы в музыкальном обучении носят универсальный характер. С их помощью организуется внимание обучающихся, передаются знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах. В музыкальном обучении применяются следующие разновидности словесных методов: рассказ, беседа, объяснение.

         Практические методы: восприятие музыки ребёнком гораздо полнее, если опирается на практические действия. В пении и игре на музыкальных инструментах наиболее важным является не столько сама выработка навыков и умений исполнительства (которые значительно отличаются от профессиональных), сколько возможность выразить собственные переживания музыки с помощью освоенных представлений и способов действий.

         К практическим методам относятся:

а) упражнения (инструментальные, вокальные, дыхательные, ритмические);

б) показ (подражание учителю в качестве солиста хора, ансамбля детских инструментов);

в) игра (дидактические, игры – драматизации, сюжетно-ролевые, игра на музыкальных инструментах).

         Решению задач музыкального образования помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определёнными возможностями. Основной формой музыкального образования являются уроки пения и музыки. На этих уроках обучающиеся получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, знакомятся с различными музыкальными жанрами, овладевают вокально-хоровыми навыками и игрой на простейших музыкальных инструментах, учатся слушать музыку. Из теории музыкальной педагогики (общей школьной и специальной) выделяются несколько типов уроков музыки, наиболее эффективных для обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Используются уроки:

а) доминантные (преобладание одного вида музыкальной деятельности, другие выполняют второстепенные, вспомогательные роли);

б) комбинированного типа (объединение нескольких видов музыкальной деятельности);

в) тематические уроки (объединены общей музыкально темой или темой, взятой из окружающей жизни и органично связанной с музыкой);

 г) на уроках комплексного типа осуществляется связь различных видов искусства.

         Помимо музыки привлекается живопись, хореография, литература, театр и др.

Продолжением работы по музыкальному воспитанию обучающихся является внеклассная образовательная деятельность. Выделяются: 1) массовые формы (мероприятия, посвящённые календарным датам, праздники, посещение концертов и т.д.);

2) групповая работа (организация творческих объединений хорового и сольного пения);

3) индивидуальные формы музыкального воспитания (для детей с тяжёлыми расстройствами, ограничивающие участие в коллективных видах деятельности или для музыкально одарённых).

         Можно сделать следующие выводы:

- специальное музыкальное обучение и воспитание, органично включённые в единый учебно-воспитательный процесс, должны строиться с учётом потенциальных возможностей каждого ребёнка и его сохранных способностей;

- предлагаемая методика позволяет с наибольшей полнотой реализовать творческие способности и потребности детей с проблемами в развитии;

- эффективность специальных музыкальных занятий, имеющих своей целью коррекцию эмоционально – волевой сферы, поведения, зависит от раннего включения их в систему комплексных педагогических мероприятий;

- представленные методы и формы музыкального образования являются эффективным средством преодоления психопатоподобных, невротических расстройств, свойственных обучающимся с интеллектуальными нарушениями;

- музыкальное воспитание способствует предупреждению возникновения неадекватных форм поведения, содействует успешному эмоционально-личностному развитию обучающихся специальных (коррекционных) школ и улучшает их социальную адаптацию.

 

Литература:

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зорин А.П., Соколова Н.Д. «Музыкальное воспитание. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», Санкт-Петербург, 2001г.
  2. Гаврилушкина О.П. «Задачи музыкального воспитания умственно отсталых детей. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста», Москва, 2003г.
  3. Евтушенко И.В. «Музыкальное воспитание умственно отсталых детей - сирот», Москва, 2003г.
  4. Евтушенко И.В. «Организация музыкальных занятий в системе учебно – воспитательного процесса в школе – интернате для умственно отсталых детей - сирот», Журнал «Дефектология»,1995г.№5
  5. «Музыка и пение». Программа для I-IV, V-VIII классов специальных (коррекционных) школ VIII вида
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
НАША ГРУППА В ВК
МБОУ ОСОШ г.Онеги (филиал МЦДО) © Онега, Гагарина - 48