«Нейроигры в работе с детьми дошкольного возраста»
Кузнецова Екатерина Олеговна,
воспитатель филиала МБОУ
«СОШ № 1 г. Онеги»
«Детский сад»,
Братанова Юлия Геннадьевна,
воспитатель филиала МБОУ
«СОШ № 1 г. Онеги»
«Детский сад»
Аннотация
«Руки учат голову, затем
поумневшая голова учит руки, а умелые руки
снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
Современные исследования показывают, что появляется всё больше детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей с нервно-психическими расстройствами. Данная закономерность наблюдается и среди детей детского сада. В своей работе мы сталкиваемся с детьми, которые невнимательны, не организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание. Причины этих и многих других проблем связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием.
Данная методическая разработка нейроигры «Цветные палочки», как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста», направлена на развитие интегрированного межполушарного взаимодействия. Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Она ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.
Мы хотим представить вашему вниманию пособие нейроигры «Цветные палочки», данные игры многофункциональны и интересны как дошкольникам старших групп, так и самым маленьким дошколятам.
Нейроигра « Цветные палочки».
Цель: активизация нейронных связей левого и правого полушария головного мозга, развитие психических процессов.
Задачи:
•Развивать слухоречевое внимание, познавательные процессы (воображение, пространственная ориентировка, зрительная память, наглядно-действенное и образное мышление), мелкую и общую моторику.
•Развивать нейродинамические процессы головного мозга.
•Стимулировать запуск речевых процессов, речевую активность
•Развивать точность, координацию и скорость движений .
•Формировать когнитивные способности.
•Создать эмоциональный положительный настрой.
Игра «Цветные палочки» рассчитана для детей дошкольного возраста (от 3 лет) и младших школьников.
Наполняемость игры: три игровых напольных поля с заданиями различной сложности; четыре цветные деревянные, ритмичные палочки; карточки с заданиями.
Игру «Цветные палочки» можно использовать воспитателям в детском саду, педагогам в школе, психологам, дефектологам, нейропсихологом. Так же игра будет полезна и для родителей. Родители могут проводить такие задания в игре самостоятельно.
Инновационный характер игры заключается в целесообразном слиянии наглядности и практических действии. Действуя, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (кинетический, визуальный, аудиальный).
Ежедневное применение игры в работе с детьми способствует достижению следующих результатов:
•синхронизируется работа полушарий;
•повышается стрессоустойчивость, устойчивость и произвольность внимания, снижается утомляемость;
•развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;
•совершенствуются мыслительная деятельность, память, речь.
Весело, интересно и полезно – обучение через движение!!!
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы:
1. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003
2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001.
3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002
4. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно методическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014
5 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/
Приложение 1
Задание к плакату «Цветочки»
Большинство заданий выполняется с двумя палочками в руках, если не сказано обратного. Белые цветочки обозначают пропуск, на них нажимать нельзя.
- Возьми в одну руку сине-красную палочку. Пройди только по левой стороне поля, нажимая на цветочки в каждом ряду слева направо подходящей по цвету стороной палочки. Можно выполнить сначала одной рукой, потом другой.
- Возьми в одну руку жёлто-зеленую палочку. Пройди только по правой стороне поля, нажимая на цветочки в каждом ряду слева направо подходящей по цвету стороной палочки. Можно выполнить сначала одной рукой, потом другой.
- Пройди по полю, нажимая только на синие и зеленые цветочки. Можно пройти по рядам и столбцам. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
- Пройди по полю, нажимая только на красные и жёлтые цветочки. Можно пройти по рядам и столбцам. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
- Нажми на цветочки в каждом ряду слева направо подходящей по цвету стороной палочки. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
- Нажимай на цветочки в каждом ряду, двигаясь от центра к краю (или от края к центру). Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
- Нажми на цветочки в каждом столбце (сверху вниз или снизу вверх) подходящей по цвету стороной палочки. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
- Пройди по полю, нажимая на цветочки через один. Можно пройти по рядам или столбцам. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
- Пройди по полю, нажимая указательным пальцем на синие цветочки, а мизинцем на красные (пальцы можно задать любые). На жёлтые и зелёные цветочки нажимай палочкой. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
- Пройди по полю, нажимая большим пальцем на желтые цветочки, а средним на зелёные (пальцы можно задать любые). На красные и синие цветочки нажимай палочкой. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
- Поставь две палочки на левый верхний цветочек на каждой половине поля. Следуй по маршруту, который диктует взрослый. Например: 1 шаг вниз, 2 шага вправо, 3 шага вниз, 1 шаг влево, 2 шага вправо.
Задание к плакату «Звёздочки»
Большинство заданий выполняется двумя палочками, если не сказано обратного.
- Возьми в одну руку сине-красную палочку. Пройди по каждому ряду слева направо, нажимая только на синие (или только на красные ) звёздочки.
- Возьми в одну руку сине-красную палочку. Пройди по каждому ряду слева направо, нажимая только на синие (или только на красные) звёздочки. На каждую звёздочку нажимай столько раз, сколько точек на ней нарисовано.
- Возьми в одну руку жёлто-зеленую палочку, пройди по каждому ряду слева направо, нажимая только на жёлтые (или только на зелёные) звёздочки.
- Возьми в одну руку жёлто-зелёную палочку. Пройди по каждому ряду слева направо, нажимая только жёлтые (или только зелёные) звёздочки. На каждую звёздочку нажимай столько раз, сколько точек на ней нарисовано.
- Возьми в одну руку сине-красную палочку. Пройди по полю, нажимая только на синие и красные звёздочки. Можно повторить с желто-зелёной палочкой и поменять руку.
- Возьми в одну руку сине-красную палочку. Пройди по полю, нажимая только на синие и красные звёздочки. На каждую звёздочку нажимай столько раз, сколько точек на ней нарисовано. Можно повторить с жёлто-зелёной палочкой и поменять руку.
- Пройди по полю, нажимая только на красные и жёлтые звёздочки, чередуя руки. Можно повторить с зелёными и синими звёздочками.
- Пройди по полю, нажимая только на красные и жёлтые звёздочки, чередуя руки. На каждую звёздочку нажимай столько раз, сколько точек на ней нарисовано. Можно повторить с зелёными и синими звёздочками.
- Пройди по каждому ряду слева направо, поочередно нажимая подходящей стороной палочки на звёздочки, меняя руку и переворачивая палочку. Можно повторить, пройдя слева направо.
- Пройди по каждому столбцу сверху вниз, поочередно нажимая подходящей стороной палочки на звёздочки, меняя руку и переворачивая палочку. Можно повторить, пройдя снизу вверх.
- Пройди по каждому столбцу сверху вниз, поочередно нажимая подходящей стороной палочки на звёздочки, меняя руку и переворачивая палочку. На каждую звёздочку нажимай только раз, сколько точек на ней нарисовано. Можно повторить снизу вверх.
- Пройди по полю, нажимая только на те звёздочки, в которых нарисована одна точка. Можно сделать тоже с двумя и с тремя точками.
- Пройди по полю, нажимая на звёздочку через одну. Можно повторить, переступая через две или три звёздочки.
- Возьми в одну руку жёлто-зеленую палочку. Пройди по полю, нажимая на подходящие по цвету звёздочки, а указательным пальцем свободной руку нажимай на синие звёздочки, а мизинцем на красные. Можно повторить с сине-красной палочкой и поменять руки. Пальцы можно задать любые.
- Возьми в одну руку жёлто-зелёную палочку. Пройди по полю, нажимая только палочкой на подходящие по цвету звёздочки столько раз, сколько точек на них нарисовано. На синие и красные звёздочки ставь столько пальцев второй руки, сколько точек на них нарисовано. Можно повторить с сине-красной палочкой и поменять руки.
- Пройди по полю, нажимая на звёздочки той стороной палочки, которая не подходит по цвету, (то есть, на красную звёздочку можно нажать жёлтым, зелёным или синим, а на синюю-зелёным, жёлтым или красным и т.д.)
Задание к плакату «Линии»
Большинство заданий выполняется с двумя палочками в руках, если не сказано обратного. По линиям необходимо вести палочкой, а на точки между линиями нужно нажимать.
- Пройди двумя палочками по левой линии сверху вниз, подбирая правильную палочку и её сторону. Можно выполнять одной рукой и менять палочку, когда это станет необходимо, либо держать две палочки в руках и сменить руку. Можно повторить, пройдя снизу вверх.
- Пройди двумя палочками по правой линии сверху вниз, подбирая правильную палочку и его сторону. Можно выполнять одной рукой и поменять палочку, когда это станет необходимо, либо держать две палочки в двух руках и сменить руку. Можно повторить, пройдя снизу вверх.
- Пройди двумя палочками по правой и левой линии двумя руками одновременно. Двигаясь сверху вниз, подбирая правильную палочку и его сторону. Поменяй палочку местами в руках при необходимости. Можно повторить, пройдя снизу вверх.
- Возьми в левую руку сине-красную палочку, а в правую жёлто-зелёную. Пройди двумя палочками по правой и левой линиям двумя руками одновременно. Левой рукой работай по правой стороне, а правой – по левой (руки крест-накрест). Можно повторить, пройдя снизу вверх.
- В одну руку возьми сине-красную палочку. Пройди по линиям сверху вниз, ведя палочкой по подходящим цветам. По зелёным линиям веди указательным пальцем свободной руки, а по жёлтым – большим пальцем. Можно задать любые пальцы, можно пройти снизу вверх.
- В одну руку возьми жёлто-зелёную палочку, пройди по линиям сверху вниз, ведя палочкой по подходящим цветам. По красным линиям веди мизинцем свободной руки, а по синим – безымянным пальцем. Можно задать любые пальцы, можно пройти снизу вверх.
- Пройди двумя палочками по правой и левой линиями двумя руками одновременно. Используй только красный и зелёный цвет. Жёлтые и синие пропускай. Можно пройти снизу вверх.
- Пройди двумя палочками по правой и левой линиям двумя руками одновременно, используя только жёлтый и синий цвет. Красные и зелёные линии пропускай. Можно пройти снизу вверх.
- По левой линии веди нужными сторонами палочки, а по правой линии веди пальцами. Пальцы можно задать любые. Например: красная линия – указательный, синяя – средний, жёлтая – мизинец, зелёная – большой палец.
- По правой линии веди нужными сторонами палочки, а по левой линии пальцами. Пальцы можно задать любые. Например: красная линия – безымянный, синяя –большой, жёлтая – указательный, зелёная – мизинец.
- Поставь указательные пальцы двух рук на точки между красной и зелёной линиями (середина поля). Левой рукой веди по линии вниз, правой – вверх. По красным линиям веди указательным пальцем, а по синим – двумя (указательный + средний).
- Поставь указательные пальцы двух рук на точки между красной и зелёной линиями. Левой рукой веди по линии вверх, правой – вниз. По зелёным линиям веди одним указательным пальцем, а по жёлтым – двумя ( указательный + средний).
Приложение 2
|