Понедельник, 06.05.2024, 17:29
Добро пожаловать на официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Онеги"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подбор по параметрам

Пальчиковая гимнастика как одно из средств

здоровьесберегающих технологий в ДОУ

с детьми всех возрастов

Шиликова Нина Петровна,

воспитатель

МБОУ «Средняя школа № 4

имени Дважды Героя Советского Союза

А.О. Шабалина» филиал Детский сад «Росинка»

 

     I. Теоретическая часть

     В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

     Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, необходимо осуществление системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

   Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

    Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

    Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.

     Пальчиковые игры широко представлены в литературе работами О.И.Крупенчук, И. Лопухиной, М.С.Рузиной, Н.В.Новотворцевой и др. Они считают, что, играя с пальчиками, ребенок сначала вслушивается в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст во время игры. Стихи, сопровождающие движения рук и пальцев, — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

     - помогает развивать речь;

     - развивает эмоциональную выразительность;

     - повышает работоспособность головного мозга;

     - развивает внимание, память, воображение;

     - способствует развитию пространственного мышления;

     - снимает тревожность.

     II. Практическая часть

     Опыт работы: Где и когда  можно использовать пальчиковую гимнастику?

 

  • На занятии (по теме недели): «Моя семья», «Строим Дом», «Капуста», «Замок»,  «Зимние забавы») и т.д.
  • В свободное время (перед приемами пищи )  «Ёжики» и т.д.
  • Кружки по оздоровлению детей (технология су-джок) «Моя семья», «Грибы» и мн.др.

 

       «Ежик»

        Ёжик, ёжик, хитрый ёж,              (Катание мяча между ладонями, по каждому пальчику 

        на клубочек ты похож.                 правой и левой руки)                                                                                                    

        На спине иголки

        очень-очень колкие.

        Хоть и ростом ёжик мал

        нам колючки показал.

 

       «Наша семья»

(По очереди разгибать пальчики, начиная с большого)


Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.

    

       «Зимняя прогулка»

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

      

        «Капуста»

Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по  столу)

Мы морковку трем, (Трут ладони друг об друга)

Мы капусту солим,  (Указательный и средний палец трутся о большой)                                         

Мы капусту жмем.   (Хватательные движения обеими руками)

Мы капусту нарубили, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу)

Перетерли, (Трут ладони друг об друга)

Посолили,  (Указательный и средний палец трутся о  большой)                                               

И набили плотно в кадку (Удары обеими руками по столу)

Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руками)  

 

       «Замóк»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали (На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили  (Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их)

Потянули  (Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)

И открыли!

 

       «Грибы»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

(Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)

 

       Приемы Су – Джок терапии

       Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

       Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.

   

      III.Заключение

      Таким образом, с помощью пальчиковых игр ребенок получает разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, совершенствуются умения соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки. Пальчиковые игры вырабатывают такие качества как адекватная самооценка, способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться.

 

      Литература:

1.Подольская Е.И., Формы оздоровления детей 4 - 7 лет, Издательство «Учитель», 2008. 

2.Крылова Н.И., Здоровьесберегающее пространство в ДОУ, Издательство «Учитель», 2008. 

3.Карепова Т.Г. , Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель», 2009. 

4.Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П., Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель», 2007. 

5.Интернет  источник: ds204.centerstart.ru

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
НАША ГРУППА В ВК
МБОУ ОСОШ г.Онеги (филиал МЦДО) © Онега, Гагарина - 48