«Путешествие по России»
Некрасова Светлана Марьяновна,
учитель МБОУ «СШ №4 им.
Дважды Героя Советского Союза А.О.Шабалина»
В последние годы существенное внимание уделяется развитию внутреннего туризма. Туризм для детей и молодежи имеет особое значение, именно это направление деятельности является одним из важнейших направлений государственной политики РФ в сфере туризма. Благодаря вовлечению школьников во внутренний туризм достигается знакомство подрастающего поколения с историческим и культурным наследием не только своего региона, но и всей страны; сплачивается коллектив класса, развивается чувство патриотизма. По поручению Президента от 11.10.2012 № Пр-2705 (п.3) о разработке комплекса мер по организации экскурсионных и туристических поездок учащихся образовательных учреждений, на основании областного закона от 24 марта 2014 года № 99-6-ОЗ «О туризме и туристской деятельности в Архангельской области», Послания Губернатора Архангельской области И.А.Орлова Архангельскому областному Собранию депутатов о социально-экономическом и политическом положении в Архангельской области от 4 марта 2014 года, а также в целях информирования населения о возможностях отдыха детей и молодежи на территории Архангельской области была создана региональная программа для общеобразовательных организаций Архангельской области (1 - 11 классы) «Увлекательное путешествие по Архангельской области» (далее-Программа).
На протяжении 18 лет, еще до появления данной региональной программы, я занималась организацией туристических поездок эколого-краеведческой направленности для школьников. Но большая часть путешествий была связана с изучением истории и культуры других регионов РФ (в ролике представлены для ознакомления некоторые примеры организации работы в этом направлении). После того, как была создана Программа, мною было принято решение о создании версии для наших условий в области внутреннего туризма. В Онежском районе есть множество интересных природных, исторических, культурных объектов, с которыми необходимо знакомить подрастающее поколение.
Первым этапом реализации поставленных целей стала съемка документального фильма о чудесах нашего города. Фильм, находящийся в открытом доступе, был положительно оценен общественностью Онежского района.
Вторым этапом стала разработка тематических классных часов туристической направленности (ребята в рамках таких мероприятий могут путешествовать по родному краю онлайн, что актуально из-за низкого уровня материального дохода многих семей).
Третьим этапом стало включение в программу элементов промышленного туризма. Тесное сотрудничество с немногочисленными предприятиями города и района — прекрасная возможность профориентации.
Я продолжаю системную работу в данном направлении, осознавая, насколько актуальным в наших условиях является внутренний туризм.
Вашему вниманию предложена первая версия программы, которую могут использовать в своей работе классные руководители школ Онежского района. Внося корректировки в мероприятия (с учетом особенностей местности), педагоги могут решать сразу несколько задач, поставленных Министерством образования РФ и общественностью. Благодаря различным мероприятиям туристической направленности у школьников вырабатывается желание расширять свой кругозор, осознанно выбирать будущую профессию, совершенствоваться, заниматься духовным развитием своей личности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Увлекательное путешествие по Архангельской области»
Участники программы: ученики 11 классов.
Срок реализации программы: 1 год, 11 часов (на основе региональной программы).
Пояснительная записка
В настоящее время особое значение приобретает развитие внутреннего туризма. Подобная деятельность является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма. Такая деятельность способствует знакомству обучающихся с историческим и культурным наследием Архангельской области, укреплению психологического и физического здоровья школьников, развитию чувства патриотизма, профессиональной ориентации старшеклассников. Туризм дает возможность детально и наглядно знакомиться с культурными и историческими объектами региона, формировать у школьников чувство толерантности к представителям других культур, воспитывать бережное отношение к природным объектам. О значимости развития туризма для школьников свидетельствует признание такой деятельности как одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма (Поручение президента от 11.10.2012 г., Приказ№2750 «О разработке комплекса мер по организации экскурсионных и туристических поездок учащихся образовательных учреждений», областной закон от 24 марта 2014 года № 99-6-ОЗ «О туризме и туристской деятельности в Архангельской области», Послание Губернатора Архангельской области И. А. Орлова Архангельскому областному Собранию депутатов о социально-экономическом и общественно-политическом положении в Архангельской области от 04.03.2014 года).
Программа «Увлекательное путешествие по Архангельской области» имеет духовно-нравственную направленность. Осуществляется она в формате внеурочной работы классного руководителя со старшеклассниками.
Вид деятельности – познавательный, в форме увлекательного путешествия по культурно-историческим местам Архангельской области.
Цель: создание оптимальных условий для формирования познавательного интереса у старшеклассников к культурному и историческому наследию Архангельской области (с уклоном на Онежский район).
Задачи:
1.Познакомить обучающихся с основными достопримечательностями Архангельской области.
2.Формировать туристические навыки.
3.Обучать правилам поведения при совершении туристических поездок.
4.Воспитывать любовь и бережное отношение к родному городу, краю.
Новизна программы заключается в использовании нетрадиционных методов и приёмов для активизации познавательной деятельности. Освоение материала предполагает применение информационно-коммуникативных технологий, чтение научной литературы, общение с сотрудниками краеведческого музея. Предполагается вовлечение в организуемые мероприятия детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.
Учебно-тематический план
№
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
Раздел I. «Достопримечательности Архангельской области»
|
1
|
Семь чудес Архангельской области. Туристическая карта Архангельской области
|
2
|
-
|
2
|
2
|
Тема: «Онега-город у Белого моря»:
|
2
|
-
|
2
|
3
|
Как составить своё путешествие
|
1
|
-
|
1
|
Раздел II. «Культурно-познавательные поездки для детей и молодежи
в Архангельской области»
|
1
|
Транзитом по Архангельской области.
|
2
|
2
|
4
|
2
|
Путешествуем по родному краю
|
1
|
1
|
2
|
Всего часов
|
8
|
3
|
11
|
Содержание программы
№
|
Тема
|
Содержание
|
Виды деятельности
обучающихся
|
Раздел I. «Достопримечательности Архангельской области»
|
1
|
Тема: «Удивительный мир Архангельской области»
|
Рассказ о «Семи чудесах Архангельской области», анализ информации.
|
Просмотр фильма «Семь чудес Архангельской области», викторина.
|
2
|
Тема: «Онега-город у Белого моря»
|
Расширить знания об этапах большого пути родного города.
|
Лекция, беседа, просмотр фильм (сделан своими силами) https://youtu.be/nsbwkCVqnBM
|
1. Онега-мой город.
|
Знакомство с достопримечательностями,
с храмовой архитектурой города.
|
Экскурсия в дом-музей А. С. Кучина, в краеведческий музей.
|
2. Остров Кий-средь моря камень.
|
Знакомство с историей, природой, архитектурой о. Кий.
|
Классный час, посвященный достопримечательностям Кий-острова
|
3
|
Тема: «Как составить свое путешествие»
|
Знакомство с этапами планирования путешествия: карта, маршрут. Составление памятки «Правила поведения в поездке и во время экскурсии».
Краткий экскурс в основы и терминологию туризма
|
Беседа, работа в группах, активный диалог с детьми.
|
Раздел II. «Культурно-познавательные поездки для детей и молодежи
в Архангельской области»
|
1
|
Тема: «Транзитом по Архангельской области»
|
Знакомство с достопримечательностями Онежского района.
|
Интерактивная
выставка «Как рубашка в поле выросла», мастер-класс по изготовлению куклы – Масленицы.
Домашнее задание: составить презентацию «Школа мастерства».
|
2
|
Тема: «Путешествуем по родному краю»
|
Знакомство с достопримечательностями Плесецкого района.
|
Выездные уроки с посещением достопримечательностей
|
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате освоения программного материала обучающиеся должны:
Знать:
1. Основные достопримечательности Архангельской области.
2. Главные исторические и культурные объекты родного города.
3. Этапы планирования путешествия.
Уметь:
1. Выявлять самые интересные места для посещения экскурсий и туристических поездок.
Владеть:
1. Правилами поведения во время экскурсионной поездки.
Методическое обеспечение программы
1. Персональный компьютер, мультимедийный проектор.
3. Презентация «Увлекательное путешествие по Архангельской области»; фильм «7 чудес Онеги».
4. Туристическая карта-схема Архангельской области;
5. Фотографии с достопримечательностями Архангельской области.
Список литературы
1. Федеральный закон от 24.11.1996 г № 132-ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации».
2. Областной закон от 24 марта 2014 года № 99-6-ОЗ «О туризме и туристской деятельности в Архангельской области».
3. Каталог «ТУРИЗМ. Архангельская область. С.Г. Писахову посвящается».
4. Материалы официальноготурпортала Архангельской области www.pomorland.travel (разделы «Как отдохнуть», «Что посмотреть», «Детско-юношеский туризм», «Где остановиться»).
5. Материалы совещаний по развитию детско-юношеского туризма в Архангельской области на сайте агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области www.pomorland.pro в разделе «Мероприятия – Рекламные туры, презентации».
6. Материалы сайта Правительства Архангельской области www.dvinaland.ru.
|