«Игра-стимул как средство активизации учебной мотивации»
Никифорова
Ольга Владимировна,
воспитатель
ГБОУ АО «Онежский детский дом»
Учебная мотивация играет огромную роль в организации учебной деятельности. Ведь успешность обучения на 70-80% зависит от её сформированности у школьников. В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников очень актуальна. Особенно это четко прослеживается у социально -запущенных детей. Так при поступлении в детский дом, воспитанники проходят диагностическое обследование, которое выявляет уровень развития учебной мотивации.
Педагоги задались вопросом, как сделать так, чтобы повысить интерес к учебе и учебный процесс сделать более эффективным для таких детей?
Работая над этой задачей, мы пришли к выводу, что огромную роль в повышении учебной мотивации играет развитие познавательных, социальных, позиционных мотивов.
Развитие у воспитанников познавательных мотивов определяет стремление к самообразованию, самопознанию, стремление самостоятельно добывать необходимые знания для успешного обучения. Развитие социальных мотивов связано с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например, стремление быть полезным обществу, умение работать в коллективе, коммуникабельность. Желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Развитие позиционных мотивов проявляются в попытках самоутверждения, желания занять место лидера, доминировать в коллективе.
Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у ребят желание к знаниям?
В педагогике существует множество различных методов, форм, способов, приемов по повышению учебной мотивации. Но, на мой взгляд, более эффективный вид деятельности для повышения учебной мотивации у наших воспитанников - это игра.
«Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса, она представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения». (В.А. Сухомлинский)
В феврале 2014г. методическим объединением педагогов детского дома было разработано Положение об использовании игры-стимула. Игра-стимул – это продолжительный игровой процесс, позволяющий участникам выбрать наиболее правильный и эффективный способ поведения посредством анализа действий и поступков. Это способ мотивации учащихся на проявление своих лучших личностных качеств и способностей для достижения поставленных целей и реализации планов. Участниками игр–стимулов могут стать воспитанники одной группы или учащиеся одного класса. Продолжительность игр–стимулов: от одной четверти до года (каждую четверть можно менять карту игры, оставляя неизменным её основные правила). В нашей группе игра-стимул стала многолетней.
Карта игры-стимула – это поле, на котором отображаются промежуточные и итоговые результаты игры. На протяжении всей продолжительности игры карта находится на видном месте в учебной комнате. Это позволяет воспитанникам в любой момент проанализировать результаты своих достижений в игре и продумать план дальнейших действий.
Варианты карт-стимулов: «В лучах моего успеха», «По волнам моих достижений», «Звезда успеха», «На вершину успеха». В нашей группе карта игры-стимула – «Покорители высот». На карте располагаются самолеты на каждого воспитанника с фотографией. По мере достижений успехов и результатов еженедельно на самолеты прикрепляются звездочки.
Правила предлагаются ведущим (воспитателем) на первом вводном занятии совместно с детьми. Важно, чтобы подведение промежуточных результатов игр-стимулов проводилось регулярно, чтобы ребята не прерывали процесс заполнения карты игры и не потеряли к ней интерес, постоянно оттачивая и развивая свои умения и способности. (У нас каждую неделю по понедельникам на воспитательском часе «Основы успешного обучения»). На каждом промежуточном обсуждении решается, на чей самолёт будет прикреплена звезда определённого цвета (а может даже несколько). К итоговым результатам игры каждый участник должен набрать наибольшее количество звёзд. Подведение итогов проводится в конце каждой четверти и в конце учебного года.
Рекомендую всем, кто занимается воспитательным процессом, применять данную методику в своей работе, и, надеюсь, она принесёт не только положительный ожидаемый результат, но и массу удовольствий.





