«Общеразвивающие
упражнения с набивным мячом в парах как средство совершенствования физических
качеств»
Коптева Лариса
Владимировна, педагог
дополнительного образования МБОУ
«ОСОШ» Форма:
мастер-класс, состоит из
двух частей. Первая часть - практическая, общеразвивающие упражнения с набивным
мячом в парах, вторая часть - теоретическая. Цель:
представление практического опыта применения методов и приёмов развития
двигательных способностей обучающихся в ходе выполнения упражнений с набивным
мячом в парах по программе «Кобудо». Количество обучающихся: 6
человек. Возраст обучающихся:8-10
лет. Инвентарь: стулья, набивные
мячи 1 кг. Ход мастер-класса. I.Практическая часть. Построение
обучающихся в две шеренги друг напротив друга. Выполнение упражнений.
Исходное
положение
|
Выполнение
|
Методические
рекомендации
|
Вариативность
|
Стоя лицом друг к другу на
расстоянии до 1.5
|
1-Передача мяча партнеру с
наклоном вперед,
2-выпрямиться, опустить руки,
3-4 то же самое с передачей мяча
обратно
|
При передаче спину наклонить на
90 градусов, подбородок приподнят, локти и колени прямые.
|
- расстояние до 1.5 м,
- расстояние более 1.5 м.
|
Стоя лицом друг к другу на
расстоянии до 1.5
|
1-прокрутить мяч вокруг своей оси
в области живота,
2-передать мяч партнеру с
наклоном на вытянутых руках,
3-4 – то же самое с передачей
мяча обратно
|
При прокручивании мяча вокруг
себя стараться не уронить мяч, при передаче спину наклонить на 90 градусов,
подбородок приподнят, локти и колени прямые.
|
- прокручивание мяча в области
живота,
- прокручивание мяча в области
шеи,
- прокручивание мяча в области
колен.
|
Стоя лицом друг к другу. Мяч на
грудь.
|
1-Передача мяча партнеру толчком.
2.-Передача мяча обратно.
|
Передавать мяч точнее, избегать
резких и сильных толчков, выполнять передачу мяча только в том случае, если
принимающий готов принять, вытянув руки.
|
|
Стоя лицом друг к другу.
|
1- отведение правой ноги назад,
прокрутить мяч вокруг колена спереди,
2- исходное положение,
3- отведение левой ноги,
прокрутить мяч вокруг колена спереди,
4- передать мяч из рук в руки.
|
При отведении ноги назад спину
удерживать прямо, мяч не терять из рук, при передаче не бросать мяч.
|
- выполнять отведение ноги назад
прыжком и прыжком вернуться в исходное положение,
- варьировать движение ноги в
разные стороны (как прямой, так и согнутой в колене),
К движениям ноги добавлять
наклоны вперед, касанием мяча о пол. И прочее.
|
|
|
|
|
Стоя спиной друг к другу на
расстоянии 30-40 см.
|
1.- передача мяча партнеру с
поворотом по часовой стрелке,
2- поворот в противоположную
сторону с передачей мяча обратно
|
Выполнять поворот кругом
одновременно, не опуская мяч из рук.
Темп выполнения средний. Избегать
резких движений.
|
- повороты против часовой
стрелки,
- повороты поочередно в разные
стороны.
|
Стоя боком друг к другу на
расстоянии 50 см. Удерживать мяч над головой.
|
1-наклон в сторону партнера,
2-передача мяча,
3-наклон в противоположную
сторону,
4-наклон в сторону партнера,
передача мяча обратно.
|
Спину удерживать прямо, руки
прямые.
|
- выполнять на 8 счетов со сменой
стороны,
- без наклона в противоположную
сторону.
|
Стоя лицом друг к другу.
|
1-присед с мячом,
2-прыжок из приседа, мяч
подбросить,
3-встать, мяч поймать,
4-передать партнеру.
|
Спину удерживать прямо, мяч
подбрасывать невысоко.
|
-партнер без мяча также выполняет
присед и прыжок.
|
Стоя спиной друг к другу на
расстоянии 30-40 см.
|
1-Передача мяча партнеру над
головой с прогибом назад,
2-передача мяча обратно между ног
с наклоном.
|
Партнер также выполняет прогиб.
Прогиб совершать аккуратно. Темп выполнения средний. Избегать резких
движений.
|
-передача мяча партнеру только
над головой, только между ног с наклоном с последующим выпрямлением спины.
|
Лежа на полу, друг напротив друга, ноги согнуты в коленях, стопы на расстоянии 20 см. рядом со стопами
партнера, руки вверху за головой удерживают мяч.
|
1-подъем и передача мяча партнеру
с наклоном вперед,
2-вернуться в исходное положение,
3-подъем и передача мяча обратно.
|
Темп выполнения средний. Избегать
резких движений.
|
-подъем с передачей мяча по
очереди.
|
|
|
|
|
Сидя на полу, лицом друг к другу,
ноги вытянуты вперед прямые, стопы на расстоянии полуметра. Друг от друга до
3 метров
|
Перекатывать мяч друг другу
|
Четкие перекаты мяча партнеру
|
- перекаты с добавлением вращения
вокруг своей оси
|
Сидя на полу в упоре сидя сзади
лицом друг к другу на расстоянии до 3 метров.
|
Перекатывать мяч друг к другу
ногой.
|
Резких движений не делать,
перекаты мяча без усиленных отталкиваний, стараться выполнять четкие
передачи.
|
- правой ногой,
- левой ногой,
- поочередно.
|
В упоре лежа лицом друг к другу
|
Перекатывать мяч руками.
|
Таз не опускать и не поднимать,
сохранять корпус прямо. Передачи стараться делать четкими.
|
- левой рукой,
- правой рукой,
- поочередно.
|
Сидя лицом друг к другу ноги
вместе согнуты в колене, мяч зажать одновременно стопами, упор руками сзади.
|
1- одновременно поднимать мяч
вверх до полного выпрямления ног,
2- опустить,
3-4 – то же.
|
Спина прямая, подбородок
приподнят, ноги выпрямить в коленях, мяч удерживать прямыми ногами.
|
- поднять, удерживая мяч на вису
одновременно обеими ногами, отвести одну ногу, привести, опустить мяч,
- отведение одновременной ногой,
- отведение разноименной ногой.
И прочее.
|
Лежа на животе лицом друг к другу
на расстоянии вытянутых рук. Хват мяча одновременно спереди двумя руками.
|
1- подъем мяча максимально вверх,
2- опустить,
3-4 – то же.
|
Напряжение мышц спины, ноги
прямые, руки в локтях не сгибать, приподнимать подбородок.
|
- передача мяча партнеру,
отведение рук в сторону (за голову, опустить вниз к бедру),
- хват за мяч одновременно,
приподняв голову и руки, отведение и приведение приподнятых ног в сторону
(колени прямые, колени согнуты).
И прочее.
|
|
|
|
|
Лежа на спине ногами друг к
другу, руки под таз ладонями в пол, мяч зажат стопами у одного, ноги слегка
согнуты в коленях
|
1- поднять мяч и привести ноги на
90 градусов вверх,
2- опустить мяч,
3- поднять корпус,
4- переложить мяч партнеру в его
стопы.
|
Не допускать подъем спины во
время опускания мяча, в то время как выполняющий поднимает спину, второй опускается
в исходное положение и ожидает мяча, чтобы зажать стопами. При опускании мяча
ноги не бросать, а придерживать за счет мышц живота.
|
- подъем мяча до пола на 180
градусов.
|
Сидя лицом другу к другу, ноги
врозь, стопы соединить. Хват мяча одновременно на вытянутые руки.
|
Тянуть партнера вперед, отклонив
спину назад, потом наоборот.
|
Колени не сгибать, при наклоне
спина прямая, подбородок приподнят. Сильно не тянуть, чтобы не повредить и не
растянуть внутренние мышцы бедра.
|
- наклон друг к другу, мяч поднимать
вверх.
|
Лечь на пол, на спину ноги
согнуты в коленях, руки за головой в замок. Мяч подложить под лопатки, голова
приподнята над полом
|
Выпрямляя колени прокатываться на
мяче вверх и вниз, не опуская голову на пол
|
Ровными плавными движениями
прокатываться по мячу на спине, удерживая мяч посередине оси спины до шеи и
до поясницы.
|
- удерживать мяч под лопатками,
локти сомкнуть впереди, опустить и коснуться пола.
|
Мини игра «арбузы»
Группа выстраивается в круг на
расстоянии вытянутых рук.
|
Передавать мяч против часовой
стрелки каждому участнику по кругу.
|
Передавать мяч точнее, избегать
резких и сильных бросков, выполнять передачу мяча только в том случае, если
принимающий готов принять, вытянув руки.
|
- по часовой стрелке,
- против часовой стрелки,
- прибавлять количество мячей в
кругу (до 1 мяча на двоих).
|
Мини игра «шахматная доска»
Группа выстраивается в две
колонны лицом друг к другу на расстоянии 3 метров.
|
Выполнять передачу мяча человеку,
который стоит правее напротив стоящего «зигзагом»
|
Передавать мяч точнее, избегать
резких и сильных бросков, выполнять передачу мяча только в том случае, если
принимающий готов принять, вытянув руки.
|
- по часовой стрелке,
- против часовой стрелки,
- прибавлять количество мячей в
колоннах (до 1 мяча на двоих).
|
|
|
|
| Построение обучающихся. Рефлексия: Что
получилось хорошо? Какое упражнение понравилось больше всего? Какое упражнение
показалось тяжелым?
Рекомендации педагога обучающимся.
Обучающиеся уходят в раздевалку.
II.
Теоретическая часть.
Характеристика спортивного снаряда. Набивной мяч – это спортивный
снаряд круглой формы, набитый для утяжеления песком или другим материалом,
имеющий резиновое, силиконовое, кожаное или другое покрытие, весом от 0,5 до 9
кг.
Упражнения с набивным мячом способствуют развитию и
укреплению двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной
систем, а, следовательно, всего организма человека. В результате их применения
улучшается физическое развитие, здоровье и работоспособность организма
занимающихся. Совершенствуется координация движений, что особенно важно для
занятий боевыми искусствами. Разнообразие упражнений с набивным мячом обеспечивает
избирательное воздействие на отдельные группы мышц и системы организма,
позволяет точно дозировать физическую нагрузку и регулировать ее, учитывая пол,
возраст и уровень физической подготовленности занимающихся. Для этого мы
используем мячи от 1 до 3 кг. Упражнения с набивными мячами принято классифицировать,
исходя из педагогических задач и методической целесообразности, на следующие
группы: 1.
Общеразвивающие
упражнения, в которых мяч используется в качестве отягощения. Упражнения могут
быть индивидуальные, парные и групповые.2.
Бросковые упражнения,
которые включают броски, толчки и ловлю. Они подразделяются на подбрасывания и
ловлю, перебрасывания, передачи и перекатывания мяча.3.
Игры и эстафеты. При подборе упражнений необходимо учитывать возраст, пол и
уровень физической подготовленности занимающихся. Упражнения следует начинать с
мячей минимального веса. Для выполнения парных, в том числе, бросковых упражнений
учащихся можно располагать шеренгами - одна против другой. Расстояние между
ними определяется в зависимости от уровня подготовленности и веса мяча. Вначале
оно должно быть небольшим, а в дальнейшем увеличиваться. Желательно подбирать
партнеров примерно равных по росту и подготовленности. Бросковые упражнения следует выполнять всеми занимающимися одновременно
по сигналу или команде преподавателя. В ходе данного мастер-класса я предлагаю
парные упражнения, как упражнения, способствующие формированию дружелюбной
атмосферы на занятии и сплочению коллектива.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|