Понедельник, 13.05.2024, 11:12
Добро пожаловать на официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Онеги"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подбор по параметрам

«Словотворчество как форма речевого развития детей дошкольного возраста»

 

Окрепилова Татьяна Альбертовна,

учитель-логопед

 филиала МБОУ «СШ №2 г.Онеги»

                             ЦРР- Детский сад «Теремок»

 

- «Папа, сделай мне кверхромашками!»

- «А мне сегодня в садике сделали прививку от корня»

- «Мама, а 101 - это конец считалки (счёта)?»

- «У  папы есть откуда-то ножик в красивой кожуре»

- «Мама, наладь мне пить, пожалуйста, а то у меня желудок подсох»

- «Тётя Лена, тебе линейка нужна? У меня есть «с морями» (волнистая)

- «Я сегодня видел много коров, целую стаю»

- Проезжаем мимо школы, Дениске 3 года: «Я здесь учился во втором классе».

- «Бабушка, а ну-ка скажи, ты настоящая или тройник?» (двойник)

- «У нашей кошки Муськи в животе дети – котятки. У неё и муж есть, Васька»   

- «У многоугольника много углей»

- «Чем питаются хищники? Беконом»

- «Стеклорез нужен для того, чтобы открывать сгущенку»

- «Слон серый, большеухий, кожаный»

- «Папа у ягненка баран, а мама – баранка»

- «Какой странный у вас стол, на ножках! Я больше на колесиках люблю!»

- «Папа работает на желтой работе, а мама на синей»

- «Лесной доктор – это...? Стоматолог»

- «Жалко, что Яичкин день (Пасха) уже закончился»

 

- А как ты догадался, что сегодня на улице холодно?

- А бабушка на меня три кофты надела!

 

Устраиваемся в детский сад.

- Дениска, мне сказали, что мест нет в детском саду.

- Мама, я стоять буду.

 

- Мама, а ты какое кино смотришь?

- «Зимняя вишня»

- Скажи, а летняя уже была?

 

- Доча, я  тебя сильно-сильно люблю!

- А я больше!

- Я тебя в 100 раз больше!

- А я в 102!

- Я в триллион раз больше!

- А я  в триллион два!

- Я в триллион в квадрате!

- А я тебя, мама, люблю триллион в прямоугольнике!

Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Доказано, что первые годы жизни являются периодом усиленного словотворчества, которое возникает на основе обобщения и анализа речи, экспериментов и игр со словом, как предметом, и интуитивного осознания грамматических форм. В большинстве случаев дети стремятся, как можно точнее скопировать речь взрослого. Но, стараясь с точностью воспроизвести слова старших,  интуитивно поправляют их. Изменив в услышанном слове лишь один звук, дети заставляют тем самым слово подчинить их логике. Пытаясь самостоятельно отыскать смысл непонятных речей взрослых, ребенок вкладывает в услышанные слова совершенно другой смысл.

Словотворчество-естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Словотворчество-это появление новых слов в речи детей.  Детское словотворчество рассматривается в двух аспектах: как создание детьми речевых инноваций и как собственно сочинительство, речевое творчество. Это явление изучали  у нас в стране Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, Ф.А.Сохин, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др. Факты, собранные многими исследователями, лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребёнка являются периодом усиленного словотворчества. Некоторые родители не отмечают словотворчества у своих детей. Это объясняется, скорее всего, тем, что они недостаточно внимательно относятся к речи своих детей. При этом оказывается, что некоторые «новые» слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, «всехний», «всамделишний»), другие же встречаются у одних детей и не отмечаются у других («Мама, ты моя мояшечка!», «Какой ты диктун, папа!» и т. д.).

Николай Александрович Рыбников (1880-1961гг.) – советский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Он поражался богатством детских словообразований и их лингвистическим совершенством; он говорил о словотворчестве детей, как о «скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребёнка». Николай Александрович является составителем Словаря ребенка. Ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в Словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.  Использование различных морфем в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно – только сочетания неожиданны. В этом отношении совершенно правы те, кто подчеркивает тонкое чувство языка у детей.

Корней Иванович Чуковский   (1882-1969гг.) - русский и советский поэт, писатель, критик, литературовед, переводчик, настоящее имя Николай Иванович Корнейчуков.   Корней Иванович подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Есть замечательная книга К.И.Чуковского «От двух до пяти», где собрано много интересных детских изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, подслушанных писателем в разное время, или присланных ему читателями. Овладение родной речью происходит за изумительно короткий срок, и потому Чуковский называл ребёнка «величайшим умственным тружеником нашей планеты». Он говорил: «...Тот, кто в раннем детстве на пути к освоению родного языка не создавал таких слов, как «ползук», «вытонуть», «тормозило» и т.д., - никогда не станет полным хозяином своего языка».

Александр Николаевич Гвоздев (1892-1959гг.) - советский лингвист, доктор филологических наук. Гвоздева считают пионером в области исследования детской речи. Александр Николаевич подробно по возрастам описывает формирование фонетики, грамматического строя языка, синтаксис, части речи, даёт много примеров. А.Н. Гвоздев утверждал, что детские неологизмы – это «образования по аналогии», они «с полной очевидностью демонстрируют самостоятельность ребенка в создании слов и их форм». Подчеркивал, что «и тогда, когда ребёнок употребляет слова и формы, совпадающие с общепринятым языком, нельзя думать, что они всегда заимствованы от окружающих в готовом виде».

Феликс Алексеевич Сохин (1928-1989гг.) - советский учёный, психолог и лингвист. Специалист в области теории усвоения языка в дошкольном детстве, создатель концепции лингвистического развития ребёнка. Исследование Ф.А.Сохина показало, что в раннем возрасте дети не способны проводить анализ производных слов, а значит, и создавать их. Но уже на третьем году жизни в результате активного поиска, повышенного внимания к значению и звучанию слова, к отношениям между словами, дошкольник замечает значения, носителями которых в составе слова являются морфемы (морфемы – части слова – приставка, корень, суффикс, окончание). В результате, ребёнок приходит к обобщению языковых фактов, неосознанному формированию правил образования слов или словоформ. При создании неологизма у ребёнка одна из морфем может замещать другие морфемы с аналогичными функциями (явление «сверхгенерализации»). Отсюда в речи детей новообразования типа  «прицветочиться», «вспоминатель», «нырьба», «лепление».

Татьяна Николаевна Ушакова (род. 1930г.)  - психолог, специалист в области общей психологиипсихофизиологии, психологии речи, психолингвистики. Если посмотреть, как проявляется словотворчество в речи малышей, то здесь интересно привести некоторые наблюдения Ушаковой, которая много сделала в изучении словотворчества детей. Что интересно, она выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:

1. «Осколки слов» (часть какого-нибудь слова используется как целое слово):

- Лепь (то, что слеплено): «Мы лепили-лепили, и получилась лепь»

- Пах (запах): «Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?»

- Прыг (прыжок): «Собака прыгнула большим прыгом»

- Дыб (существительное от наречия «дыбом»): «Твои волосики стоят дыбом». «Это дыб?»

- Гуса (гусыня).

- Моя пола (половинка) яблока больше.

2. «Чужие окончания» (к корню одного слова прибавляется окончание другого):

- Пургинки (снежинки): «Пурга кончилась, остались только пургинки».

- Почайпить (чай попить)

- Огромадный (огромный и громадный)

- Мапин («я – мапин  сын», т. е. я мамин и папин)

- Всехлюдная («это не твоя воспитательница, она всехлюдная!» - общая

- Помогание (помощь): «Самому одеваться, без помогания?»

- Пахнота (запах): «Зачем меня водите в эту пахноту?»

- Сухота (сухость): «Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?»

- Бурота (бурый медведь) - существительное от прилагательного «бурый»

- Иметель (тот, кто имеет): «Я иметель сала»

- Страшность (страшное): «Не рассказывайте про ваши страшности»

3. «Синтетические  слова»  (одно слово составляется из двух):

- ВорунИшка - вор и врунишка.

- Бананас - банан и ананас.

- Вкуски - вкусные куски.

- Бабезьяна - бабушка обезьяны.

Окончание «ята» мы, взрослые, присваиваем только живым существам: ягнята, поросята, лисята и т.д. Но так как для детей и неживое живо, они пользуются этим окончанием чаще, чем мы, и от них всегда можно слышать: вагонята (вагоны), огонята (искры от огня), Мадонна с мадонёнком. Также интересно добавить, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения «чужих» приставок. Налить, набрать, накидать - это наши «взрослые», обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать (налить), напирожить («Спасибо, я уже полный живот напирожила»). В некоторых случаях малыш, услышав какую-то словесную форму, сейчас же подражательно создает новую. «Какое это наказанье, что из-за кашля ты не можешь идти в садик», - говорит мама. «А для меня это радованье», - отвечает малыш.

К пяти-шести годам словотворчество в речи детей начинает угасать. Исчезают безвозвратно удивительные, полные особого смысла детские слова. Так исчезают «стриходузки», «запиханки», «кверхромашки» и другие изумительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка. Почему так происходит? Александр Николаевич Гвоздев отмечал стремление ребёнка говорить так, как говорят взрослые; Корней Иванович Чуковский связывал это со снижением природного чутья к языку; Татьяна Николаевна Ушакова – с тем, что ребенок уже довольно прочно усваивает грамматические формы и свободно их использует. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребёнка появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам. Поэтому дети начинают стесняться и  скрывать свои языковые эксперименты. Но главной причиной перемен является так называемый «кризис 7 лет», наиболее значимым признаком  которого, считается утрата детской непосредственности. Однако, при создании специальных игровых проблемных ситуаций старшие дошкольники по-прежнему демонстрируют высокие возможности словотворчества, что способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребёнка, поэтому его нужно поощрять, а взрослому обязательно нужно стимулировать придумывание детьми уникальных слов и  необходимо научиться анализировать детские высказывания. В зависимости от результатов анализа планировать педагогическую работу – давать детям возможность осознанно переосмысливать уже знакомые слова.

Игра со взрослыми «Устами младенца».

- Попытайтесь отгадать «загаданные» детьми слова:

Раскаталка (скалка)

Нашейник (ошейник)

Отсонилась (проснулась)

Прислиплись (слиплись)

Лбунулись (лбами стукнулись)

Экспедиция (экскурсия)

Горблюд (верблюд)

Говоренье (разговор)

Щипотка (щекотка)     

Свинянка (тушенка)

Правдун (говорящий правду)

Незамержист (морж)

Запиханка (запеканка)          

Закручённая (кудрявая)

Рассольник (рассол из-под огурцов)

Разжмурил (открыл)

Оторви гусеницу (заусеницу)

Неслышка (глухая)

Батарейки скисли (окислились)

Подложка (ложка для обуви)

Колонка (лунка) 

Отпроститься (извиниться)

Телеграмма (грамота) 

Потешки (подтяжки)

Повешаюсь (повисну на турнике)  

Грустника (брусника)  

Шпион (пион)    

Наркоз (нарцисс)

Утиные глазки (анютины глазки)  

Любятся (любуются)

Левчак (левша)  

Гостиница (гостиная)

Лёгкая отметина (лёгкая атлетика)

Пчеломёд (пчеловод)

Аквапарк (аквариум)   

Лосёл (лосяш)

Фигас (созвездие Пегас)

Продаватель (продавец)

Вареник (повар, поскольку он варит)

Школина (учительница)

Плавники (трусы для плаванья)

Рваность (дырка)         

Запугивать (застегивать на пуговицы)    

Операция (рация)

Подорожник (тот, кто подметает дорожки)          

Подвал (овал)

Выступательница (воспитательница)      

Астралия (астра)

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
НАША ГРУППА В ВК
МБОУ ОСОШ г.Онеги (филиал МЦДО) © Онега, Гагарина - 48