«Словотворчество как форма речевого развития детей дошкольного возраста»
Окрепилова Татьяна Альбертовна,
учитель-логопед
филиала МБОУ «СШ №2 г.Онеги»
ЦРР- Детский сад «Теремок»
- «Папа, сделай мне кверхромашками!»
- «А мне сегодня в садике сделали прививку от корня»
- «Мама, а 101 - это конец считалки (счёта)?»
- «У папы есть откуда-то ножик в красивой кожуре»
- «Мама, наладь мне пить, пожалуйста, а то у меня желудок подсох»
- «Тётя Лена, тебе линейка нужна? У меня есть «с морями» (волнистая)
- «Я сегодня видел много коров, целую стаю»
- Проезжаем мимо школы, Дениске 3 года: «Я здесь учился во втором классе».
- «Бабушка, а ну-ка скажи, ты настоящая или тройник?» (двойник)
- «У нашей кошки Муськи в животе дети – котятки. У неё и муж есть, Васька»
- «У многоугольника много углей»
- «Чем питаются хищники? Беконом»
- «Стеклорез нужен для того, чтобы открывать сгущенку»
- «Слон серый, большеухий, кожаный»
- «Папа у ягненка баран, а мама – баранка»
- «Какой странный у вас стол, на ножках! Я больше на колесиках люблю!»
- «Папа работает на желтой работе, а мама на синей»
- «Лесной доктор – это...? Стоматолог»
- «Жалко, что Яичкин день (Пасха) уже закончился»
- А как ты догадался, что сегодня на улице холодно?
- А бабушка на меня три кофты надела!
Устраиваемся в детский сад.
- Дениска, мне сказали, что мест нет в детском саду.
- Мама, я стоять буду.
- Мама, а ты какое кино смотришь?
- «Зимняя вишня»
- Скажи, а летняя уже была?
- Доча, я тебя сильно-сильно люблю!
- А я больше!
- Я тебя в 100 раз больше!
- А я в 102!
- Я в триллион раз больше!
- А я в триллион два!
- Я в триллион в квадрате!
- А я тебя, мама, люблю триллион в прямоугольнике!
Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Доказано, что первые годы жизни являются периодом усиленного словотворчества, которое возникает на основе обобщения и анализа речи, экспериментов и игр со словом, как предметом, и интуитивного осознания грамматических форм. В большинстве случаев дети стремятся, как можно точнее скопировать речь взрослого. Но, стараясь с точностью воспроизвести слова старших, интуитивно поправляют их. Изменив в услышанном слове лишь один звук, дети заставляют тем самым слово подчинить их логике. Пытаясь самостоятельно отыскать смысл непонятных речей взрослых, ребенок вкладывает в услышанные слова совершенно другой смысл.
Словотворчество-естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Словотворчество-это появление новых слов в речи детей. Детское словотворчество рассматривается в двух аспектах: как создание детьми речевых инноваций и как собственно сочинительство, речевое творчество. Это явление изучали у нас в стране Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, Ф.А.Сохин, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др. Факты, собранные многими исследователями, лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребёнка являются периодом усиленного словотворчества. Некоторые родители не отмечают словотворчества у своих детей. Это объясняется, скорее всего, тем, что они недостаточно внимательно относятся к речи своих детей. При этом оказывается, что некоторые «новые» слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, «всехний», «всамделишний»), другие же встречаются у одних детей и не отмечаются у других («Мама, ты моя мояшечка!», «Какой ты диктун, папа!» и т. д.).
Николай Александрович Рыбников (1880-1961гг.) – советский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Он поражался богатством детских словообразований и их лингвистическим совершенством; он говорил о словотворчестве детей, как о «скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребёнка». Николай Александрович является составителем Словаря ребенка. Ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в Словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено. Использование различных морфем в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно – только сочетания неожиданны. В этом отношении совершенно правы те, кто подчеркивает тонкое чувство языка у детей.
Корней Иванович Чуковский (1882-1969гг.) - русский и советский поэт, писатель, критик, литературовед, переводчик, настоящее имя Николай Иванович Корнейчуков. Корней Иванович подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Есть замечательная книга К.И.Чуковского «От двух до пяти», где собрано много интересных детских изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, подслушанных писателем в разное время, или присланных ему читателями. Овладение родной речью происходит за изумительно короткий срок, и потому Чуковский называл ребёнка «величайшим умственным тружеником нашей планеты». Он говорил: «...Тот, кто в раннем детстве на пути к освоению родного языка не создавал таких слов, как «ползук», «вытонуть», «тормозило» и т.д., - никогда не станет полным хозяином своего языка».
Александр Николаевич Гвоздев (1892-1959гг.) - советский лингвист, доктор филологических наук. Гвоздева считают пионером в области исследования детской речи. Александр Николаевич подробно по возрастам описывает формирование фонетики, грамматического строя языка, синтаксис, части речи, даёт много примеров. А.Н. Гвоздев утверждал, что детские неологизмы – это «образования по аналогии», они «с полной очевидностью демонстрируют самостоятельность ребенка в создании слов и их форм». Подчеркивал, что «и тогда, когда ребёнок употребляет слова и формы, совпадающие с общепринятым языком, нельзя думать, что они всегда заимствованы от окружающих в готовом виде».
Феликс Алексеевич Сохин (1928-1989гг.) - советский учёный, психолог и лингвист. Специалист в области теории усвоения языка в дошкольном детстве, создатель концепции лингвистического развития ребёнка. Исследование Ф.А.Сохина показало, что в раннем возрасте дети не способны проводить анализ производных слов, а значит, и создавать их. Но уже на третьем году жизни в результате активного поиска, повышенного внимания к значению и звучанию слова, к отношениям между словами, дошкольник замечает значения, носителями которых в составе слова являются морфемы (морфемы – части слова – приставка, корень, суффикс, окончание). В результате, ребёнок приходит к обобщению языковых фактов, неосознанному формированию правил образования слов или словоформ. При создании неологизма у ребёнка одна из морфем может замещать другие морфемы с аналогичными функциями (явление «сверхгенерализации»). Отсюда в речи детей новообразования типа «прицветочиться», «вспоминатель», «нырьба», «лепление».
Татьяна Николаевна Ушакова (род. 1930г.) - психолог, специалист в области общей психологии, психофизиологии, психологии речи, психолингвистики. Если посмотреть, как проявляется словотворчество в речи малышей, то здесь интересно привести некоторые наблюдения Ушаковой, которая много сделала в изучении словотворчества детей. Что интересно, она выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:
1. «Осколки слов» (часть какого-нибудь слова используется как целое слово):
- Лепь (то, что слеплено): «Мы лепили-лепили, и получилась лепь»
- Пах (запах): «Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?»
- Прыг (прыжок): «Собака прыгнула большим прыгом»
- Дыб (существительное от наречия «дыбом»): «Твои волосики стоят дыбом». «Это дыб?»
- Гуса (гусыня).
- Моя пола (половинка) яблока больше.
2. «Чужие окончания» (к корню одного слова прибавляется окончание другого):
- Пургинки (снежинки): «Пурга кончилась, остались только пургинки».
- Почайпить (чай попить)
- Огромадный (огромный и громадный)
- Мапин («я – мапин сын», т. е. я мамин и папин)
- Всехлюдная («это не твоя воспитательница, она всехлюдная!» - общая
- Помогание (помощь): «Самому одеваться, без помогания?»
- Пахнота (запах): «Зачем меня водите в эту пахноту?»
- Сухота (сухость): «Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?»
- Бурота (бурый медведь) - существительное от прилагательного «бурый»
- Иметель (тот, кто имеет): «Я иметель сала»
- Страшность (страшное): «Не рассказывайте про ваши страшности»
3. «Синтетические слова» (одно слово составляется из двух):
- ВорунИшка - вор и врунишка.
- Бананас - банан и ананас.
- Вкуски - вкусные куски.
- Бабезьяна - бабушка обезьяны.
Окончание «ята» мы, взрослые, присваиваем только живым существам: ягнята, поросята, лисята и т.д. Но так как для детей и неживое живо, они пользуются этим окончанием чаще, чем мы, и от них всегда можно слышать: вагонята (вагоны), огонята (искры от огня), Мадонна с мадонёнком. Также интересно добавить, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения «чужих» приставок. Налить, набрать, накидать - это наши «взрослые», обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать (налить), напирожить («Спасибо, я уже полный живот напирожила»). В некоторых случаях малыш, услышав какую-то словесную форму, сейчас же подражательно создает новую. «Какое это наказанье, что из-за кашля ты не можешь идти в садик», - говорит мама. «А для меня это радованье», - отвечает малыш.
К пяти-шести годам словотворчество в речи детей начинает угасать. Исчезают безвозвратно удивительные, полные особого смысла детские слова. Так исчезают «стриходузки», «запиханки», «кверхромашки» и другие изумительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка. Почему так происходит? Александр Николаевич Гвоздев отмечал стремление ребёнка говорить так, как говорят взрослые; Корней Иванович Чуковский связывал это со снижением природного чутья к языку; Татьяна Николаевна Ушакова – с тем, что ребенок уже довольно прочно усваивает грамматические формы и свободно их использует. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребёнка появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам. Поэтому дети начинают стесняться и скрывать свои языковые эксперименты. Но главной причиной перемен является так называемый «кризис 7 лет», наиболее значимым признаком которого, считается утрата детской непосредственности. Однако, при создании специальных игровых проблемных ситуаций старшие дошкольники по-прежнему демонстрируют высокие возможности словотворчества, что способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребёнка, поэтому его нужно поощрять, а взрослому обязательно нужно стимулировать придумывание детьми уникальных слов и необходимо научиться анализировать детские высказывания. В зависимости от результатов анализа планировать педагогическую работу – давать детям возможность осознанно переосмысливать уже знакомые слова.
Игра со взрослыми «Устами младенца».
- Попытайтесь отгадать «загаданные» детьми слова:
Раскаталка (скалка) |
Нашейник (ошейник) |
Отсонилась (проснулась) |
Прислиплись (слиплись) |
Лбунулись (лбами стукнулись) |
Экспедиция (экскурсия) |
Горблюд (верблюд) |
Говоренье (разговор) |
Щипотка (щекотка) |
Свинянка (тушенка) |
Правдун (говорящий правду) |
Незамержист (морж) |
Запиханка (запеканка) |
Закручённая (кудрявая) |
Рассольник (рассол из-под огурцов) |
Разжмурил (открыл) |
Оторви гусеницу (заусеницу) |
Неслышка (глухая) |
Батарейки скисли (окислились) |
Подложка (ложка для обуви) |
Колонка (лунка) |
Отпроститься (извиниться) |
Телеграмма (грамота) |
Потешки (подтяжки) |
Повешаюсь (повисну на турнике) |
Грустника (брусника) |
Шпион (пион) |
Наркоз (нарцисс) |
Утиные глазки (анютины глазки) |
Любятся (любуются) |
Левчак (левша) |
Гостиница (гостиная) |
Лёгкая отметина (лёгкая атлетика) |
Пчеломёд (пчеловод) |
Аквапарк (аквариум) |
Лосёл (лосяш) |
Фигас (созвездие Пегас) |
Продаватель (продавец) |
Вареник (повар, поскольку он варит) |
Школина (учительница) |
Плавники (трусы для плаванья) |
Рваность (дырка) |
Запугивать (застегивать на пуговицы) |
Операция (рация) |
Подорожник (тот, кто подметает дорожки) |
Подвал (овал) |
Выступательница (воспитательница) |
Астралия (астра) |