Понедельник, 06.05.2024, 21:50
Добро пожаловать на официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Онеги"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подбор по параметрам

Творческий проект «Театр маленьких актеров»

 

Кузнецова Екатерина Олеговна,

воспитатель,

Слузова Светлана Васильевна,

музыкальный руководитель

                                                                                              филиала МБОУ «СОШ №1 г. Онеги

«Детский сад «Солнышко»

 

Проект «Театр маленьких актеров» направлен на развитие эмоционального мира и артистических способностей ребенка-дошкольника путем приобщения его к театральному искусству и участия в театрализованной деятельности. Именно поэтому содержание  проекта «Театр маленьких актеров» направлено на:

       1.Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на театральное действие, обучение знаниям и умениям, которые нужны для активного восприятия художественных образов, а затем и их воплощения (исполнения).

       2.Художественное образование и воспитание детей дошкольного возраста.

       3.Формирование эстетического вкуса.

       4.Воспитание нравственных начал.

       5.Развитие коммуникативных качеств личности.

       6.Воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи.

       7.Снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.

       Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального,  сценического). Дети играют в театр, они выступают  в роли актеров. Они рисуют афиши, пригласительные билеты на спектакли, готовят выставку своих работ.

Целью проекта является создание условий для  развития эмоционального мира, творческих и артистических способностей дошкольников.

      Задачи:

      1.Формировать потребность каждого ребенка обращаться к театру, как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний и творческого соучастия.

      2.Совершенствовать исполнительские умения и развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации.

      3.Развивать у детей умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих.

       Основные средства художественной выразительности: интонация, мимика, жест.

       Эмоции и чувства оказывают влияние на все компоненты познания – восприятие, мышление, внимание, воображение, ощущение. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности, увеличивая мотивационные механизмы.

       Развивать эмоциональный мир дошкольника помогают различные необычные упражнения.

              1.Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении

       Обычно дошкольники очень общительны, жизнерадостны, оптимистичны. иногда возникают трудности во взаимоотношениях между ними. Задача взрослого – ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств и показать, как можно преодолевать трудности в общении, не на словах, а на примерах из реальной жизни, сказках, историях. Ребенок должен чувствовать, что он не одинок, что иметь друзей – это здорово!

       Следующие игры и упражнения научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать:

       «Клубочек», «Найди друга», «Секрет», «Рукавички», «Утка, утка, гусь», «Рычи, лев, рычи», «Поварята», «Передай улыбку другу», «Комплименты», «Ворона», «Гуляем по парку», «Запрещенное движение», «Передай мячик», «Поводыри».

2.Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

       Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Одним детям страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать на санках с горки, третьи цепенеют при виде крошечного паучка. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны. Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, поиграйте вместе с ним в следующие игры, лучше, если  в этом будут участвовать его сверстники.

       «Пастушок», «Мышь и мышеловка», «Неваляшка», «Гармоничный танец», «Жмурки»,  «Маски», «Рыбаки и рыбка», «Медвежонок», «Чехарда».

3.Игры и упражнения на снижение агрессии

 и ослабление негативных эмоций

       Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным.

       Для снижения агрессивности детей рекомендуется использовать следующие упражнения и игры.

       «Уходи, злость, уходи!», «Два барана», «Тигр на охоте», «Минутка шалости и минутка тишины», «Ругаемся овощами», «Нет! Да!», «Театр прикосновений».

4.Упражнения и игры на развитие умения чувствовать

 настроение и сопереживать окружающим

       В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других. Это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии (сопереживания) заложено изначально. Главным формирующим фактором в развитии эмпатии является сама жизнь, взаимоотношения в семье и с окружающим миром. Вот несколько упражнений, которые помогут ребенку научиться глубже понимать чувства и настроения людей.

       «Фотография», «Тренируем эмоции», «Колечко», «Глаза в глаза», «Встреча эмоций», «По грибы», «Рисуем музыку», «Радуга», «Рисуем настроение».

       Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

       В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам.

       Для развития выразительности речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания, взгляды публично, не стесняясь слушателей. Огромную роль в этом играют упражнения по технике речи. Они дают возможность разработать речевой аппарат, приобрести навыки правильного словообразования, позволяют услышать и полюбить красоту звучащего слова.

       В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

       Произнесение отдельных фраз с различной интонацией: радостно, удивленно, обиженно,  сердито, жестоко, иронично, насмешливо, грубо, вопросительно, капризно и т.д.

       Различные скороговорки для развития дикции: «Вез корабль карамель», «Курочка по зернышкам», «Маша шла, шла, шла» и т.д.

       Выразительная декламация стихотворений.

       На театральных занятиях дети не просто учатся петь, двигаться и танцевать, действовать с теми или иными предметами. Они пробуют раскрыть тот или иной образ различными театральными приемами: жестами, мимикой, пластикой тела.

       Задача раздела: развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений.

       Упражнения:

       а) Для рук – «Звонкие ладошки», «Ловлю комариков», «Тарелки», «Плавные руки» и т.д.

      б) На развитие  пластической выразительности при создании образа – «Пройди по камушкам через ручей», «Расскажи сказку жестом», «Подкрадись к спящему зверю (зайцу, медведю, волку)», «От лица различных персонажей поймай бабочку (муху)», «Изобрази прогулку семейства трех медведей».

      Взрослый при выполнении данных упражнений должен внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремилась разнообразить свои движения, мимику.

      в) На развитие выразительной мимики – «Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Лампочка потухла, зажглась», «Тепло – холодно», «Грязная бумажка», «Обиделись», «Мне грустно», «Испугались забияку», «Удивились», «Мне грустно», «Я чищу зубы», «Не сердись!», «Восторг», «Артисты пантомимы».

      г) «Расскажи стихи руками» - «Ученые мартышки», «Смелый капитан», «Радость», «Мы – шоферы», «Футболисты – проказники»,  «Любимые куклы», «Мамины помощники», «Вкусный арбуз», «На пляже», «Веселый оркестр»,  «Я все умею», «Рыбка плавала в пруду», «Сосулька», «Паучок – ткач», «Дождевые червячки».

      д) Игры на пластику (ритмические упражнения) – «Я на скрипочке играю», «Шла коза по лесу», «Как у наших у ворот», «Дети по лесу гуляли», «Я иду, поднимая ножки».

      Для того, чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научить детей владеть своим телом (произвольно напрягать и расслаблять мышцы). Этому помогут игры – превращения.

      Они должны научить будущих актеров выразительности, оживлять фантазию и воображение, без которых не обойдется ни одно движение маленького актера.

      Упражнения:

      «Деревянные и тряпичные куклы», «Цветочек», «Маятник», «Паровозики», «Незнайка», «Крылья самолета и мягкая подушка», «Мельница», «Кузнечик», «Лисичка подслушивает», «Танец розы», «Игра с платком», «Отгадай, кто мы», «У зеркала (ролевая гимнастика)».

      Логическим завершением целого ряда действий детей и педагога в области театрализации являются спектакли, так как они сочетают в себе и зрелищную, и активную исполнительскую функции. Участие в спектакле позволяет ребенку проявить свои способности в разных видах художественной деятельности. Положительное влияние театральной деятельности на детей особенно проявляется, если при распределении ролей и работе над ними действует принцип «прояви себя». Ребенку с заниженной самооценкой, робкому, не уверенному в своих силах, дается роль смелого и решительного героя, а хвастливому и заносчивому предлагается роль, прямо противоположная по качественным проявлениям. В таких спектаклях дети часто раскрываются совершенно неожиданно, поскольку на сцене воображаемая, а не реальная ситуация, и ребенок не боится проявить себя в ином качестве. Он вступает в контакт с героем пьесы.

       Сказка - одна из самых древних распространенных форм драматического исполнения. У всех детство начинается со сказки, так что трудно переоценить их значение. Сказки, кукольные спектакли пользуются у детей неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в происходящее на сцене действие и как актеры-исполнители, и как зрители. Перевоплощаясь в тот или иной образ, дошкольники смеются, когда смеются их персонажи, грустят вместе с ними, они чувствуют и думают, как и их сказочные герои. Поэтому сказочные спектакли можно использовать как чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающий ребенка волшебный мир красок, образов, звуков. Тематика и содержание сказочных спектаклей имеют нравственную направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Играя роль, ребенок добровольно принимает и присваивает свойственные им черты. Так формируется умение поступать в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. И вот здесь взрослый должен обязательно выявить и подчеркнуть положительные качества персонажей сказки и осудить отрицательные. Особое значение в этом случае приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его. Отрицательный образ потеряет свою привлекательность, если его представить так, чтобы он вызвал всеобщий смех, осуждение. Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни. Театрализация сказки позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Сценарии спектаклей-сказок нужно тщательно продумывать, учитывая возрастные и личностные особенности детей. Огромную роль здесь играет музыкальное сопровождение, атрибуты и декорации, которые превращают обыкновенный зал в чудесную сказку. Следует стремиться к тому, чтобы каждый ребенок захотел попробовать свои силы, продемонстрировать свои таланты, а они, несомненно, есть и должны развиваться. О проведении спектакля следует сообщать заранее. В холле детского сада нужно вывесить красочную афишу, в которой указаны название спектакля, авторы сценария, все исполнители, участвующие в действии, и роли, которые они играют, и, конечно же, когда и где состоится премьера. Целесообразно задействовать в спектакле как можно больше детей. Достичь этого можно, меняя в каждом действии детей-артистов. Но в течение года благодаря систематической работе есть возможность использовать большое количество других театрализованных игр (настольные, игры-драматизации). Они могут вводиться в жизнь детей, как зрелищные развлечения, как фрагмент праздничного концерта или утренника.

       В организации театрализованной деятельности особая роль принадлежит педагогу, использующему различные технологии, обеспечивающие положительную динамику в развитии детей. Здесь важны индивидуальное общение с каждым ребенком, дифференцированный подход к детям,  в зависимости от их психологических особенностей и имеющегося опыта. Деятельность становится фактором развития ребенка в том случае, если она приносит ему удовлетворение, успех, а если она совершается по принуждению, то не способствует развитию ребенка. Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, застенчивость, свое неумение, робость, непонимание, когда он прикладывает усилия. Именно взрослый через интонацию, пластику, мимику передает свою веру в успех ребенка, тем самым побуждая его к действиям.

       В процессе совместной деятельности с ребенком педагог обращает внимание на желание участвовать в игре, активность и инициативность; отношение к выбранной или полученной роли; развитие       нравственно-коммуникативных       качеств       личности
(общительности, вежливости, чуткости, доброты, умения довести дело или роль
до конца); эмоциональность и выразительность в исполнении (в движении, речи); развитие внимания, восприятия, памяти, любознательности; умение выразить свое понимание сюжета постановки и характера персонажа (в движении, речи, изо деятельности);способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и
т.д.    (отметить    оригинальность,    логичность,    законченность    сюжета,
выразительность речи и пластики).

      Совместная творческая деятельность - это прекрасная возможность самореализации всех ее участников, независимо от возраста. Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители. Конечно, надо объяснять родителям, что без их помощи, без их живого участия педагоги не смогут подготовить и провести всю грандиозную работу, а затем выразить просьбу-  поддерживать детский сад в его начинаниях: помочь в изготовлении костюмов, декораций, оснащении необходимыми атрибутами. Несомненно, родители не останутся равнодушными к этому призыву и постараются оказать посильную помощь. Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. Эмоциональное поле в работе с детьми должно быть светлым, добрым, искренним. Глаза, жесты, мимика, интонация педагога должны выражать доброжелательность, радость от общения с детьми. Почаще хвалите детей, улыбайтесь им, смейтесь, шутите. Все это благотворно влияет на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. Относитесь к ребенку бережно, с уважением, умейте слушать и слышать его, и он ответит вам тем же. Превращайте каждое занятие в праздник для ребенка. Прислушивайтесь, не обижайте, не предавайте, а, наоборот, прощайте, общайтесь, играйте, сочиняйте... А самое главное — любите детей!

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
НАША ГРУППА В ВК
МБОУ ОСОШ г.Онеги (филиал МЦДО) © Онега, Гагарина - 48