Воскресенье, 12.05.2024, 06:41
Добро пожаловать на официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Онеги"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подбор по параметрам

«Тело. Дыхание. Звук»

 

Савина Ольга Григорьевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ОСОШ

 

Наше тело является проводником звука и весь наш организм большой резонатор. Опыт показывает, что тело-источник нашего резонанса. Все,что происходит в нашем теле на уровне физиологии наших органов и тканей, влияет на то, как мы звучим. Вокальный звук - результат всех процессов, которые происходят в нашем теле. На вокалиста влияет, как он проживает каждый день: как он питается, как он увлажняется, как он высыпается.

В предыдущие годы телесным практикам в занятиях вокалом уделялось мало внимания. Работая с детьми, я вывела некую формулу, которую использую для себя, для своих учеников. Всегда обращаю внимание на то,есть ли в теле триггерные точки, т.е. какие-то сегменты напряжения, которые нужно изолировать, вывести для того, чтобы человек мог центрировать себя и почувствовать свое тело в самом расслабленном, но при этом тонусном состоянии. Какие техники я использую:

 

«Ларингальный массаж» - телесный прогрев

 

Техника пришла из США от вокальных реабилитологов. Она без использования звука.

Это грудино-ключично-сосцевидные мышцы. (ГКСМ).

Данные мышцы отвечают за удержание, поворот и подъем головы. Очень часто эти мышцы зажаты, напряжены.

Они очень близки с нашим вокальным аппаратом и большое количество напряжения в звуке идет через зажим, перегруз этих мышц. Поэтому они всегда должны оставаться эластичными и однородными.

 

Данные мышцы отвечают за удержание, поворот и подъем головы. Напряжение   приходится на всю область шейно-воротниковой зоны из-за асимметрии головы. Задача упражнения - сбалансировать подбородок параллельно полу.

Расслабляя и массируя мышцу, мы получаем некое питание, прогрев. Все наши вокальные механизмы работают более легко. Ощущения, что удлиняется шея, легче говорить, легче извлекать из себя любого рода звук. После этой техники мы уже готовы к разогреву своего голосового аппарата со звуком и это занимает несколько минут. Также эта техника подходит всем, кто работает голосом.

Даю эту технику тем детям, у кого зажата воротниковая зона, голова не симметрична, подбородок тянется вперед в состоянии черепашки, что мешает свободному звуку. Если есть напряжение в теле, исполнитель на сто процентов не сможет петь качественно. Задача - найти такой момент щипковых движений, чтоб человеку не было больно. Находим мочку уха, два пальчика вниз и начинаем массировать эту мышцу. Правой рукой делаем левую сторону, потом наоборот. Идем от уха к шее по мышце, слегка разогревая ее круговыми движениями.

Анализируя, какие ощущения возникают с одной и с другой стороны, становится ясно, какая из сторон более напряжена, более забита. Делая технику на регулярной основе, почувствуете, насколько ваш организм находится в состоянии расслабления и некого тонуса. Задача - найти такой момент надавливания на мышцу, чтобы во время массажа и после, вам эти прикосновения были приятны. Это удивительная техника для диагностики и восстановления функций голосового аппарата.

 

«Скрутка»

 

максимально эффективный прогрев для улучшения свободы и резонации нашего звука

 

  • Прогревает и меняет резонацию
  • Совершенствует звучание голоса,
  • Позволяет расслабиться и собраться

Встаем в исходное положение: ноги чуть шире, чем таз.

Вес тела переносим на переднюю часть стопы, тем самым вытягиваем позвоночник и снимаем нагрузку на позвоночный отдел.

Переносим вес тела немного вперед.

Далее максимально раскрываем плечи и представляем прямую линию от копчика до головы.

Грудную клетку раскрываем, что тоже очень важно.

Представляем, что позвоночник – это леска, а позвонки - это некие бусинки, и мы их одну за другой начинаем снимать.

Очень важно не наклоняться вниз, а именно скручиваться, т.е. прямую линию сохранять как можно дольше.

Выбираем точку на уровне глаз, закрываем глаза и начинаем медленно расслабляться в эту самую скрутку.

В такой позе можно слегка раскачиваться от центра к краям и в обратном порядке. Задача не достать пол руками, а с помощью позвоночника создать линию радуги.

Таким образом, мы вытягиваемся и прогреваем мышцы, которые очень для нас важны, и наше звучание становится более плотным. Упражнение раскрывает более глубокие частоты, низкий тембровый окрас в голосе, расслабляет, гармонизирует тело, снимает волнение. Очень важно делать медленно, без спешки, как медитацию. Достаточно одного раза.

 

«Циферблат»

 

упражнение из комплекса дыхательных прогревов
 

Задача - увеличение длины вокальной фразы за счет равномерности вдоха и выдоха. Упражнение расслабляет диафрагму.

Представляем, что через узкую трубочку из стаканчика втягиваем остатки сока с определенным звуком, слушаем этот звук до соединения рук вверху.

 Выдох идет равномерно на звук «тс». 

           Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз перед собой.

На шумном вдохе мы поднимаем руки вверх по кругу (как циферблат часов).

Достигнув верхней точки и соединив руки над головой, начинаем опускать их в исходное положение осуществляя выдох на «тс».

С каждым разом замедляемся, тем самым увеличиваем объем вдыхаемого воздуха. Важно изолировать грудную клетку и плечи. Не нужно раздувать её и ребра. Наполняемся воздухом максимально низко.

 

«Счеты»

 

упражнение на развитие квадратности мышления, ритмическую пульсацию


Развиваем квадратность мышления в данном упражнении, ритмическую пульсацию. Следим за ровностью струи воздуха.

Когда мы выдыхаем, то нижняя мышца живота поджимается максимально во внутрь, происходит полный выдох, после чего мышцы живота резко расслабляются и возвращаются обратно, живот как бы немного надувается и происходит физиологический вдох.

 Можно сделать резкий выдох на звук «Ф», и вы почувствуете это.

 

В данном упражнении делаем это на счет, слушая удары метронома.

  • На последнюю долю делаем выдох
  • Затем физиологический вдох на счет 4
  • Потом задержка дыхания на четыре счета
  • Потом выдох на 8. На последний счет делаем окончательный выдох
  • Далее повторяем все по циклу.

Три версии упражнения: на 4 счета, на 8счетов и на шестнадцать, что видно на иллюстрации.

 

Данные техники и иллюстрации были представлены на вокальной конференции педагогом и вокалисткой из США Кариной Купер.

 Используя их в своей педагогической практике, я поняла, насколько важно чувствовать свободу в теле во время пения, снимать в начале занятия все напряжение, накопленное за день.

Результаты учеников улучшились: меньше волнуются перед выступлениями, жесты и движения свободные, голос полётный, яркий.

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
НАША ГРУППА В ВК
МБОУ ОСОШ г.Онеги (филиал МЦДО) © Онега, Гагарина - 48