Суббота, 11.05.2024, 19:19
Добро пожаловать на официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Онеги"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подбор по параметрам

«Тест как форма исследования уровня

творческой активности

детей младшего и среднего школьного возраста»

 

   Окрепилова Татьяна Альбертовна,

педагог дополнительного образования

 МБОУ ОСОШ

 

В современной педагогике и психологии проблема творческих способностей (или проблема креативности, творческости  в обозначениях разных авторов) занимает важное место, как проблема развития личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Я.А.Пономарев, В.Н.Дружинин, А.В.Морозов, Р.Стернберг, Дж.Гилфорд, Е.П.Торренс, Д.Тейлор, Н.Роджерс, А.Маслоу, Д.Фельдман и др.).

Творческие способности рассматриваются как творческий продукт (Р.Стернберг, Д.Тейлор), как отдельная способность (Дж.Гилфорд, Е.П.Торренс), как личностная черта (А.Маслоу), как творческий процесс (Д.Фельдман).

Наряду с понятием «творческие способности» используются понятия «креативность» и «творческость». Творческие способности – это способности человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи. Креативность  –  (от лат. creatio — творчество) умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов. К тому же креативность предполагает присутствие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности. «Творческость есть способность обнаруживать новые решения проблем или обнаружение новых способов выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида» (Б. Эдвардс).

Ученым до сих пор не удалось получить никакого подтверждения связи между творческостью и успешностью в учебе. Правда, отмечается наличие определенной закономерности. Ребенок, обладающий большим творческим потенциалом, вероятнее всего будет хорошо учиться.

Большинство современных тестов являются модификацией тестов Гилфорда и Торренса. При проведении тестов и обработке результатов  опираются на следующие факторы, установленные в исследованиях Гилфорда:

Тесты можно проводить как индивидуально, так в группе. В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме,  нужно предложить обучающимся дать  как можно больше разнообразных ответов, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.

Тест «Эскизы»  (для среднего школьного возраста).

Задача: превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.

Время проведения теста – 20 минут.

Инструкция: Перед вами 20 кругов в квадратах. Добавьте любые детали или линии к кругам так, чтобы получились  различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпишите название к каждому рисунку.  

Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга  1,5 см. (см. Приложение).

Оценивание

Проводится по трем показателям когнитивно-интеллектуальным творческим факторам:

1)Беглость - число адекватных задаче рисунков. Один рисунок — 1 балл.

Б = n

n — число рисунков (изменяется от 0 до 20).

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты, например - Смайлики), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круг.

2) Гибкость — число изображенных категорий рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию. Одна категория — 3 балла.

Г = 3m.

m — число категорий.

Категории ответов

1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).

2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).

3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).

5. Игрушки, игры (любые).

6. Космос (ракета, спутник, космонавт).

7.Лицо (любое человеческое лицо).

8. Люди (человек).

9. Машины. Механизмы.

10. Посуда.

11. Предметы домашнего обихода.

12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).

13. Растения (любые — деревья, травы, цветы).

14. Спортивные снаряды.

15. Съедобные продукты (еда).

16. Узоры, орнаменты.

17. Украшения (бусы, серьги, браслет).

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

3) Оригинальность

Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 10-20 человек).

Один оригинальный рисунок — 5 баллов.

Ор = 5 k.

Ор — показатель оригинальности,

k — число оригинальных рисунков.

T = n + 3 m + 5 k.

Т — суммарный показатель теста.

При подсчете баллов по тесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения.

Список литературы:

 [1] Вохминова Л.В. Развитие творческих способностей у младших школьников/ Л.В Вохминова, С.Г. Мезенцева // Научно-методическое обеспечение современного педагогического образования: сборник/ Мин. образ. и науки РФ, ПГУ. Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. - С. 272-276.

[2] Линдсей Г., Томпсон Р.Ф., Халл К.С. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М.: Издательство МГУ, 1981. 400 с.

 [3] Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. СПб.: Питер, 2013. 320 с.

[4] Туник Е.Е.. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Издательство Речь, 2003

Приложение

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
НАША ГРУППА В ВК
МБОУ ОСОШ г.Онеги (филиал МЦДО) © Онега, Гагарина - 48