Суббота, 04.05.2024, 15:28
Добро пожаловать на официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Онеги"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подбор по параметрам

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

«Триз-технологии в обучении рассказывания по картине»

 

 

 
 

Ветлужских

Маргарита Андреевна,

воспитатель

филиала МБОУ «СОШ №1 г. Онеги

 

«Детский сад «Ромашка»

          Ни для кого не секрет, что в мир технологий, сегодняшние дети не умеют общаться, а общение для дошкольников это ещё и средство развития, оно развивает у детей социальные и интеллектуальные качества, свойства личности, формирует способности, развивает активность.

В рамках семинара «Город мастеров», на социально-педагогической площадке, мне бы хотелось поделиться опытом работы «Триз-технологии по  обучению составления рассказов по картинам», так как я стараюсь строить свои занятия так, чтобы дети больше общались между собой.

 

Я думаю, вы со мной согласитесь, что для ребёнка рассказ по картине является особенно сложным видом речевой деятельности.

Лично я раньше думала, что нет более неинтересного занятия, чем составление рассказа по картине. Попробую объяснить почему:

1. Считаю, что проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (как образец), а затем своих товарищей, следовательно, детям скучно, нарушается дисциплина.

2. Содержание рассказов почти одинаковое; варьируется лишь количество предложений и их развёрнутость.

3. Рассказы страдают скудностью (подлежащее – сказуемое), наличием слов – повторов («ну», «потом», «вот»...), а также паузами между предложениями.

4. Самым главным минусом, я считаю то, что ребёнок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями.

В связи с этим я стала искать информацию, как поинтереснее организовать такие занятия. Из всей литературы больше всего меня заинтересовала книга Мурашковской «Картинки без запинки», информацию из которой я взяла, как основу для кружковой работы.

Методы и приёмы, с которыми я сегодня вас познакомлю, невозможно использовать на одном занятии. С одной картиной мы можем работать два, а то и три занятия.

 

Первый метод является основой для рассказа. Он называется «Дели-давай», то есть определение состава картины. Он известен как метод «Подзорная труба».  Поначалу я детям предлагала использовать подзорную трубу. Смотреть через неё на картину и называть только один объект, который они через неё видят. Дети называли, кто что обнаружил, а я схематично зарисовывала эти объекты на доске в кружочках. Потом говорила детям: «Это не дело, что мы картину разобрали на части, а обратно собрать забыли. Пора наводить порядок, соединить части в целое. С чего же начать? Какие кружочки мы можем связать между собой? Почему?» Дети по одному выходили к доске и соединяли линией кружочки с объектами картины, при этом обосновывая свой выбор.

 

Сейчас, предлагая детям новую картину, я не напоминаю о подзорной трубе, а спрашиваю, с чего нужно начать, чтобы составить рассказ по картине? Назвать все объекты и найти связи между ними. Дети в подгруппах, общаясь между собой, сами зарисовывают объекты картины, а потом всем рассказывают (по очереди) какие объекты связаны между собой.

Сейчас и мы с вами попробуем определить объекты картины и найти взаимосвязь между ними. Предлагаю картину «Собака со щенками».

Зарисуйте объекты, которые вы видите на картине, а потом расскажите, какие объекты связаны и почему вы так думаете. (Во время этой работы дети активно общаются между собой).

В этом методе я часто пользуюсь такими приёмами, как «Придумай предложение» и «Продолжи предложение». Это для того, чтобы дети учились составлять сложноподчинённые предложения.

Следующий метод – «Вхождение в картину». Его мы используем для того, чтобы наша основа (картинка) для рассказа ожила в нашем восприятии, а точнее в восприятии детей.

Используя этот метод, мы учим детей умению описывать объекты с помощью органов чувств.

- Что я слышу?                      - Какие запахи я чувствую?

- Что я ощущаю только руками? (пейзаж – кожей)

- Я пробую на вкус (не по всем картинам) – здесь мы учим детей разделять объекты на съедобные и несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображённых на картине. Например, по этой картине, щенок грызёт косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых – жёсткая, и собака не может её разгрызть.

С помощью каждого органа чувств можно не просто в целом исследовать картину, а можно последовательно передвигаться по кружкам схематического рисунка.

Следующий метод по книге Мурашковской называется «Копилка образных характеристик». Используя этот метод, мы пополняем словарный запас детей образными характеристиками.

Этот метод используется не для рассказа, а параллельно ему. Про этот метод можно долго рассказывать, я выделю основное:

 

- здесь мы детям объясняем значения новых слов

- проводим упражнение «Попробуй сравни» (выбираем объект и сравниваем его признаки с признаками любых других объектов. Например: «Пушистый, как кто?»)  Дети сами подбирают слова.

-проводим упражнение «Составь загадку». Методика составления загадок описана в книге Нестеренко «Страна загадок».

 

Для составления загадок существует алгоритм, который состоит из трёх моделей. Для вас в этих моделях слова я написала, а для детей мы используем картинки или схематический рисунок.

Первая модель:

1. Составление  опорной таблицы вида:

СОЛНЦЕ
3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»

 

 

«Какое»

«Что такое же? »

Яркое
Круглое
жаркое

 

4. Заполнение правой части таблицы:  «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»

 

«Какое»

«Что такое же? »

Яркое
Круглое
жаркое

Лампа
Колесо
огонь

 

5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о солнце
                 Яркое, а не лампа?
                 Круглое, а не колесо?
                Жаркое, а не огонь?

Загадка:  Что это?

 

1. Составление  опорной таблицы вида:

Вторая модель

 

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

 

2. Выбор объекта. Например:

КОМАР
3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»

 

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

Летает
Пищит
Кусается

 

 

4. Заполнение правой части таблицы:  «Кто делает  то же действие?»

 

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

Летает
Пищит
Кусается

Самолёт
Мышка
собака

 

5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о комаре.

Загадка:   Что такое?
                   Летает, а не самолёт?
                   Пищит, а не мышь?
                   Кусается, а не собака?
Третья модель
1. Составление  опорной таблицы вида:

 

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

 

2. Выбор объекта: расчёска

 

«На что похожа»

«Чем отличается»

Забор

Пила

Трава

 Нельзя лазить

Не пилит

Не растёт

 

3.  Вставка «слов – связки» - КАК, НО.

(пробуем составить загадки по картине)
Следующий метод называется «Отставай – забегай» - выстраивание временной последовательности. Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше – до появления на картине, что будет делать потом. Можно этот метод назвать «Путешествие на машине времени». Здесь мы учим детей самостоятельно придумывать предшествующие и последующие события. Можно эти события пошагово зарисовывать, а потом составить, как я говорю детям, «красивое предложение».
Следующий метод называется «Разные точки зрения». Здесь мы составляем рассказы от лица разных героев. Детям предлагается выбрать любой объект на картине, определить его настроение или свойства характера и представить себя им. И предложить описать картину с точки зрения этого объекта. Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины используется приём эмпатии. Он заключается в том, что ребёнок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передаёт его черты характера.
Я вам хочу зачитать рассказ, который мы придумали вместе с детьми.
Если бы мы были берёзой.

 

Я — береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить дом, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живет счастливо.

Когда составляется такой совместный рассказ, лучше записывать варианты, предложенные детьми, потом зачитать им и кому-нибудь из детей предложить рассказать.           
Ещё можно поиграть в игру «Живые картинки», здесь мы научим детей ориентироваться в пространстве, отвечать развёрнутыми предложениями на вопрос о местонахождении объекта. Игра проводится на ковре. Каждый ребёнок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами своё местонахождение относительно других объектов, а затем моделирует своё местонахождение на ковре.
Перед игрой «Живые картинки» можно провести игру «Да – Нет». Воспитатель загадывает объект, дети задают вопросы, сужая поле поиска объекта в пространстве. Вопросы должны быть такие, что воспитатель мог ответить на них только «да» или «нет».
Используя эти методы, я могу отметить, что сейчас занятия проходят более «живее» и интереснее, как для детей, так и для меня.

 

 

 

 

 

 
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
НАША ГРУППА В ВК
МБОУ ОСОШ г.Онеги (филиал МЦДО) © Онега, Гагарина - 48