Мастер-класс для воспитателей ДОУ
«Триз-технологии в обучении рассказывания по картине»
Ветлужских
Маргарита Андреевна,
воспитатель
филиала МБОУ «СОШ №1 г. Онеги
«Детский сад «Ромашка»
Ни для кого не секрет, что в мир технологий, сегодняшние дети не умеют общаться, а общение для дошкольников это ещё и средство развития, оно развивает у детей социальные и интеллектуальные качества, свойства личности, формирует способности, развивает активность.
В рамках семинара «Город мастеров», на социально-педагогической площадке, мне бы хотелось поделиться опытом работы «Триз-технологии по обучению составления рассказов по картинам», так как я стараюсь строить свои занятия так, чтобы дети больше общались между собой.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что для ребёнка рассказ по картине является особенно сложным видом речевой деятельности.
Лично я раньше думала, что нет более неинтересного занятия, чем составление рассказа по картине. Попробую объяснить почему:
1. Считаю, что проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (как образец), а затем своих товарищей, следовательно, детям скучно, нарушается дисциплина.
2. Содержание рассказов почти одинаковое; варьируется лишь количество предложений и их развёрнутость.
3. Рассказы страдают скудностью (подлежащее – сказуемое), наличием слов – повторов («ну», «потом», «вот»...), а также паузами между предложениями.
4. Самым главным минусом, я считаю то, что ребёнок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями.
В связи с этим я стала искать информацию, как поинтереснее организовать такие занятия. Из всей литературы больше всего меня заинтересовала книга Мурашковской «Картинки без запинки», информацию из которой я взяла, как основу для кружковой работы.
Методы и приёмы, с которыми я сегодня вас познакомлю, невозможно использовать на одном занятии. С одной картиной мы можем работать два, а то и три занятия.
Первый метод является основой для рассказа. Он называется «Дели-давай», то есть определение состава картины. Он известен как метод «Подзорная труба». Поначалу я детям предлагала использовать подзорную трубу. Смотреть через неё на картину и называть только один объект, который они через неё видят. Дети называли, кто что обнаружил, а я схематично зарисовывала эти объекты на доске в кружочках. Потом говорила детям: «Это не дело, что мы картину разобрали на части, а обратно собрать забыли. Пора наводить порядок, соединить части в целое. С чего же начать? Какие кружочки мы можем связать между собой? Почему?» Дети по одному выходили к доске и соединяли линией кружочки с объектами картины, при этом обосновывая свой выбор.
Сейчас, предлагая детям новую картину, я не напоминаю о подзорной трубе, а спрашиваю, с чего нужно начать, чтобы составить рассказ по картине? Назвать все объекты и найти связи между ними. Дети в подгруппах, общаясь между собой, сами зарисовывают объекты картины, а потом всем рассказывают (по очереди) какие объекты связаны между собой.
Сейчас и мы с вами попробуем определить объекты картины и найти взаимосвязь между ними. Предлагаю картину «Собака со щенками».
Зарисуйте объекты, которые вы видите на картине, а потом расскажите, какие объекты связаны и почему вы так думаете. (Во время этой работы дети активно общаются между собой).
В этом методе я часто пользуюсь такими приёмами, как «Придумай предложение» и «Продолжи предложение». Это для того, чтобы дети учились составлять сложноподчинённые предложения.
Следующий метод – «Вхождение в картину». Его мы используем для того, чтобы наша основа (картинка) для рассказа ожила в нашем восприятии, а точнее в восприятии детей.
Используя этот метод, мы учим детей умению описывать объекты с помощью органов чувств.
- Что я слышу? - Какие запахи я чувствую?
- Что я ощущаю только руками? (пейзаж – кожей)
- Я пробую на вкус (не по всем картинам) – здесь мы учим детей разделять объекты на съедобные и несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображённых на картине. Например, по этой картине, щенок грызёт косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых – жёсткая, и собака не может её разгрызть.
С помощью каждого органа чувств можно не просто в целом исследовать картину, а можно последовательно передвигаться по кружкам схематического рисунка.
Следующий метод по книге Мурашковской называется «Копилка образных характеристик». Используя этот метод, мы пополняем словарный запас детей образными характеристиками.
Этот метод используется не для рассказа, а параллельно ему. Про этот метод можно долго рассказывать, я выделю основное:
- здесь мы детям объясняем значения новых слов
- проводим упражнение «Попробуй сравни» (выбираем объект и сравниваем его признаки с признаками любых других объектов. Например: «Пушистый, как кто?») Дети сами подбирают слова.
-проводим упражнение «Составь загадку». Методика составления загадок описана в книге Нестеренко «Страна загадок».
Для составления загадок существует алгоритм, который состоит из трёх моделей. Для вас в этих моделях слова я написала, а для детей мы используем картинки или схематический рисунок.
Первая модель:
1. Составление опорной таблицы вида:
СОЛНЦЕ
3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»
|
«Какое» |
«Что такое же? » |
|
Яркое |
|
|
4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?» |
|
||||||||
1. Составление опорной таблицы вида: Вторая модель |
|
|
|
||
|
2. Выбор объекта. Например: КОМАР |
|
|
|
||||
|
4. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?» |
|
|
|
||||
|
5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о комаре. Загадка: Что такое? |
|
|
|
||
|
2. Выбор объекта: расчёска |
|
|
|
||||
|
3. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. (пробуем составить загадки по картине) |
|
Я — береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить дом, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живет счастливо.
Когда составляется такой совместный рассказ, лучше записывать варианты, предложенные детьми, потом зачитать им и кому-нибудь из детей предложить рассказать.
Ещё можно поиграть в игру «Живые картинки», здесь мы научим детей ориентироваться в пространстве, отвечать развёрнутыми предложениями на вопрос о местонахождении объекта. Игра проводится на ковре. Каждый ребёнок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами своё местонахождение относительно других объектов, а затем моделирует своё местонахождение на ковре.
Перед игрой «Живые картинки» можно провести игру «Да – Нет». Воспитатель загадывает объект, дети задают вопросы, сужая поле поиска объекта в пространстве. Вопросы должны быть такие, что воспитатель мог ответить на них только «да» или «нет».
Используя эти методы, я могу отметить, что сейчас занятия проходят более «живее» и интереснее, как для детей, так и для меня.





