Суббота, 11.05.2024, 11:03
Добро пожаловать на официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Онеги"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подбор по параметрам

Взаимодействие семей воспитанников и педагогов

дошкольной организации в воспитании

у дошкольников любви к родному краю (обобщение опыта)

 

Богданова Наталья Алексеевна,

учитель-логопед
филиала МБОУ «СШ №4 им. Дважды Героя

Советского Союза А.О.Шабалина»

Детский сад (корпус 2);

Полуянова Альбина Николаевна,

воспитатель

филиала МБОУ «СШ №4 им. Дважды Героя

Советского Союза А.О.Шабалина»

Детский сад (корпус 2);

Миронова Светлана Михайловна,

воспитатель
филиала МБОУ «СШ №4 им. Дважды Героя

Советского Союза А.О.Шабалина»

Детский сад (корпус 2)

В современном обществе воспитанию любви к родной стране у подрастающего поколения уделяется большое внимание. Любовь к родной стране начинается с того места, где родился и вырос человек – с родного края.  Однако, сами по себе ни любовь к родине, ни ответственность за судьбу родного края возникнуть не могут. Они воспитываются годами. И начальным этапом такого воспитания является дошкольный возраст, как важный этап в становлении социального облика человека. Именно в эти годы закладываются основы нравственности, формируются первоначальные представления об окружающем мире, этические нормы и правила, воспитываются патриотические чувства.

Дошкольное детство – это пора открытий. Задача взрослых – помочь детям делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием. Но как развить у современных дошкольников познавательный интерес к истории, природе, народной культуре родного края и одновременно воспитать любовь к тем местам, где ты родился и живешь? Как сделать так, чтобы дети знали и гордились своими великими земляками и стремились прославить свою малую родину?

Актуальность данной проблемы позволила нам на базе дошкольной образовательной организации в рамках методического объединения педагогов провести долгосрочный проект «Поморская сторона - родина моя».

Цель проекта – воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному краю в процессе взаимодействия педагогов дошкольной организации и семей воспитанников.     Задачи проекта:

1) изучить краеведческую, психолого-педагогическую литературу по теме проекта;

2) разработать программу по региональному компоненту и цикл мероприятий к ней по воспитанию дошкольников любви к родному краю;

3) осуществить взаимодействие педагогов дошкольной организации с семьями воспитанников через разные виды деятельности.

Проектная деятельность включала 3 этапа.        

На первом этапе педагогами детского сада был изучен краеведческий материал по теме «Архангельская область – наша малая родина: история, география, природа, народная культура». Также было выделено содержание информационного материала о родном крае, которое было бы не только доступно восприятию и пониманию детям дошкольного возраста, но было познавательно для них и интересно.

На заседании методического объединения педагогами были раскрыты следующие вопросы: «История образования Архангельской области и Онежского района», «География, климат, флора и фауна природных зон Русского Севера», «Достопримечательности северного региона», «Народная культура поморского народа». На основе этого материала разработана программа по региональному компоненту «Поморская сторона – родина моя» (далее – Программа) для детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Разделы Программы: «История родного края», «Природа родного края», «Достопримечательности родного края», «Народная культура родного края».

Выделим основные моменты, которые вошли в содержание Программы по региональному компоненту.

Архангельская область – северный регион России. Территория ее огромная и включает три природные зоны: тайга, тундра, Арктика. Каждая природная зона имеет свой неповторимый богатый природный мир с уникальной флорой и фауной. Географическое положение Архангельской области сыграло важную роль в возникновении здесь некоторых достопримечательностей. Это Пинежские пещеры с тоннелями узоров на стенах из застывшей воды; Соловецкие острова - крупнейший архипелаг Белого моря; Кий-остров с Крестным монастырем; Пинежский заповедник и национальные парки (Водлозерский, Кенозерский, Русская Арктика). Этот ландшафт и связанные с ним события стали символом Русского Севера. Не меньшее значение имеют знаковые места и музеи, связанные с военно-морским флотом, космодромом, исследовательской деятельностью.

Большой интерес представляют история образования Архангельской области и появление поморского народа на этой территории. Это первое заселение северных земель бродячим народом, чудью белоглазой; дальнейшее масштабное освоение территории новгородскими колонизаторами, которое проходило по реке Онега; вхождение северной территории в состав Московского государства, в результате чего Двинская земля была разделена на три части, одной из которых являлась Онежская земля с уездным городом Каргополем; открытие Архангельского наместничества по Указу императрицы Екатерины II, в состав которого вошел и Онежский уезд, а Онежское селение было переименовано в город Онега; появление на Архангельской земле первого русского военно-морского судостроения, организованного Петром I; существование  северного края в период интервенции и годы Великой Отечественной войны.

А сколько великих людей являются достоянием севера! Это ученый Михаил Васильевич Ломоносов, писатель-сказочник Степан Григорьевич Писахов, исследователь-первопроходец Александр Степанович Кучин, герой Великой Отечественной войны Александр Осипович Шабалин и многие другие.

Славится северная земля и своей народной культурой, которая является «кладезью» уникальных традиций и обычаев. Это праздники и обряды (Покров день, Святки, Масленица, Троица); народные промыслы и ремесла (росписи по дереву, резьба по кости, лоскутное шитье, глиняная игрушка); народные сказки, песни, игры, пословицы и поговорки. А какая своеобразная речь северного народа! «Поморская говОря» отличается своей красотой, напевностью, уникальностью. Все это народное богатство передается из поколения в поколение в течение нескольких веков, становясь живым свидетельством истории северного региона

Второй этап проекта был направлен на проведение разных мероприятий с детьми, целью которых является воспитание у дошкольников любви к своей малой родине, развитие интереса к ее истории, природе, достопримечательностям, народной культуре. Педагогами было разработано перспективное планирование на учебный год по теме проекта «Поморская сторона – родина моя». В старших группах с детьми были проведены занятия-исследования («Что такое Крайний Север?», «Чем богат северный лес?»), занятия-спектакли («Капустные посиделки», «Святки-колядки», «В гостях у Анфисы Рукодельницы»), занятия-квесты («Кто такие поморы?», «Осень в гости к нам пришла, что нам осень принесла?», «Ломоносов – великий учёный»), занятия-путешествия («Путешествие на Северный полюс», «Прогулка по Онеге», «Виртуальное путешествие по Архангельской области»), занятия-мастерские («Онежская роспись», «Каргопольская игрушка», «Куклы-обереги). В младших группах проведена организованная образовательная деятельность с детьми по темам: «Дикие животные северного леса», «Осенняя сказка», «Птицы», «Мы на севере живем и здоровье бережем», «Кто живет в Белом море?» и т.д. Развлечения и досуги с детьми также соответствовали теме проекта («Осенины», «Рождественский праздник», «Шутовые посиделки» и т.д.). Детям были показаны театрализованные представления на основе русских сказок «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой» с включением народных песен и плясок.

Наиболее интересными формами работы с дошкольниками являлись занятия-путешествия, занятия-спектакли, квест-игра. Занятия-путешествия способствовали  развитию познавательного интереса детей к родному краю («Онега городом зовется», «Путешествие по Архангельской области»). В процессе таких «виртуальных путешествий» дети в игровой форме знакомились с символикой города, его достопримечательностями, «гуляли» по улицам и набережной, рассматривали архитектуру.

Занятия в виде квест-игры приобщали дошкольников к истории своей малой родины. В ходе проведения игры «Кто такие поморы?» дети делились на команды. Перемещаясь по станциям, они выполняли различные задания (отгадывали ребусы и загадки, собирали картинки-корабли из разрезанных частей и пословицы, играли и т.д.). Выполнив одно задание, дети получали подсказку к выполнению следующего задания. Пройдя все станции, они были награждены медалями «Юный помор».

Для знакомства детей с народной культурой малой родины использовались занятия-спектакли («Капустные посиделки», «Святки-колядки», «В гостях у Анфисы Рукодельницы»). Занятие-спектакль – это специально организованная образовательная деятельность с детьми в форме театрализованного действия по конкретно заданной теме, включающая в себя русские народные пословицы и поговорки, игры и песни, пляски и хороводы, элементы народных промыслов и ремесел. В процессе спектакля дети являлись не просто зрителями, а становились активными участниками театральной постановки. Они танцевали, пели, играли, познавали народное творчество, учились мастерить.

Третий этап нашего проекта был направлен на осуществление сотрудничества с семьями воспитанников. Было решено активизировать взаимодействие педагогов дошкольной организации и родителей в решении вопроса приобщения дошкольников к истории и культуре малой родины, развитию у них интереса к ландшафту и природе родного края. Родители приглашались на открытые занятия с детьми по этой теме, становились активными участниками мероприятий (викторин, досугов, мастер-классов, акций, онлайн-выставок, виртуальных экскурсий), участвовали в семейных конкурсах творческих работ («Наша малая Родина», «С чего начинается Родина?», «Стихи северных писателей», «Кукла Масленица» т.д.). Также родители оказывали помощь в изготовлении народных костюмов и пополнении фольклорной комнаты старинной утварью.

В заключении можно сказать следующее. Приобщение детей к истокам и традициям малой родины необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Специально подобранный краеведческий материал о родном крае, вошедший в содержание Программы по региональному компоненту «Поморская сторона - родина моя», будет способствовать развитию познавательного интереса дошкольников к истории, природе, культуре родного края в соответствии с их возрастными особенностями. Для решения основных задач Программы педагогам необходимо использовать разные формы работы с детьми. Это занятия, игры, спектакли, досуги, развлечения. Они в занимательной форме будут расширять кругозор детей о родном крае и одновременно воспитывать любовь к своей малой родине. Таким образом, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края будет наиболее эффективным, если объединить в этом деле всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.       

Список литературы:

1.Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). М.: Перспектива, 2011.

2.Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

3.Кодола О.Е. История Архангельской области. Исторический путеводитель. Издательская система Ridero, 2018.

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
НАША ГРУППА В ВК
МБОУ ОСОШ г.Онеги (филиал МЦДО) © Онега, Гагарина - 48