Мастер-класс для педагогов «Картонные истории»
Автор: Федотова Оксана Михайловна,
воспитатель логопедической
подготовительной к школе группы
филиала МБОУ «Малошуйская СОШ»
Малошуйский детский сад
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению техники картонаж.
Задачи:
- познакомить педагогов с техникой «картонаж»;
-обучить последовательности действий, использованию методов и приемов техники картонаж на примере изготовления праздничной гирлянды;
-создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер-класса;
-способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.
Материалы и оборудование: заготовки звезд и цветов из гофрированного картона, джутовая нить, скотч, гуашь, кисти, ножницы.
Ход:
- «Если хотя бы одному человеку нужно ваше творчество – не бросайте его. Даже если этот человек - вы»
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас. Меня зовут Федотова Оксана Михайловна. Я являюсь воспитателем детей дошкольного возраста в детском саду п. Малошуйка. Сегодняшний мастер-класс посвящен работе в технике картонаж. Картонаж - общее название техник изготовления изделий из картона и собирательное название изделий из картона.
Гофрокартон - упаковочный материал, отличающийся малой массой, дешевизной и высокими физическими параметрами. Является одним из наиболее распространённых материалов в мире для использования в качестве упаковки. Особенностью производства гофрокартона является возможность использовать бумагу и картон, полученные из макулатуры, что положительно с точки зрения экономии ресурсов и защиты окружающей среды.
По своему типу гофрированный картон может быть двухслойным, трехслойным, пятислойным и семислойным.
Гофрированная бумага имеет английские корни и известна примерно с 1856 года. В те времена в моде были высокие шляпы. Чтобы они не теряли форму, в качестве подкладки использовали гофробумагу или жатую бумагу. Так же, гофрированная бумага была популярна в качестве обёртки для подарков, букетов и лекарств.
В 1871 году американец Альберт Джонс применяет гофрированную бумагу для защиты стеклянных бутылок от ударов при перевозке в ящиках, оборачивая их. А заметив защитные свойства гофрированной бумаги, начинает думать над ее улучшением, увеличением защитных свойств и прочности. В результате размышлений родилась автоматическая машина, которая пропускала один из слоёв бумаги через специальный шнек, сминая его и создавая волнообразный профиль. Получилось подобие двухслойного гофрокартона, которое он запатентовал под названием «Улучшенная бумага для упаковочных предприятий». Добавив к бумаге третий плоский слой, Оливером Лонгом в 1874 году был запатентован трехслойный гофрокартон.
В России коробки из гофрокартона начали производить в 1907 году, но после 1917 в результате революции и смены политического строя страны, гофропроизводство было полностью остановлено. Долгое время предпочтение отдавалось таре из дерева и фанеры. И только в середине 80-х годов XX века в СССР решением правительства приняли постановление о необходимости перехода на тару из гофрированного картона. Полный отказ от дорогих и тяжёлых ящиков завершился уже в 90-е годы, в современной России. И сегодня упаковка из гофрокартона является самой распространённой и востребованной во всех сферах промышленности и производства.
Вот такая интересная история казалось бы невзрачной серой коробки из гофрокартона. На самом деле многие люди, приобретая какой-либо товар в коробке, эту коробку утилизируют доступным им способом. Но если человек творческий, то он эту коробку превратит во что-то интересное, полезное, тем самым минимизирует отходы.
-Мое масштабное увлечение гофрокартоном началось в декабре 2020 года. Я сделала панно «Дом», и как выяснилось позже, это панно стало визуализацией. Теперь мы живем в своем двухэтажном доме. В работе использую свои идеи, а также идеи из различных видео мастер-классов. С частью моих работ можно познакомиться в подборке «Картонные истории» (обратить внимание на брощюру).
-Сегодня я предлагаю вам изготовить праздничную ГИРЛЯНДУ-РАСТЯЖКУ. Такая гирлянда станет дополнением к оформлению группы или класса. Приближаются праздники День Защитника Отечества и 8 Марта, поэтому гирлянды будут из звезд и цветов.
-Чтобы сделать такую гирлянду, необходимо по трафарету обвести необходимое количество звезд и цветов на картон. Вырезать с помощью канцелярского ножа или ножниц. Если край получился с зазубринами, можно по краю пройтись наждачной бумагой с мелкой зернистостью. Чем больше число на бумаге, тем меньше зернистость. Также можно с помощью шпажки снять верхний слой бумаги, и тогда нам откроется гофрированная часть картона. Далее на определенном расстоянии располагаем на нити наши заготовки, закрепляем нить с обратной стороны скотчем. Между цветами из нити можно завязать бантики. А теперь можно приступать к раскрашиванию. Подключаем свою фантазию и воображение, и творим. Звезды можно раскрасить в цвета российского флага, либо чередуя звезды, либо цвета на одной звезде, ну а цветы на ваше усмотрение.
Праздник в жизни нужен всем,
Хочется веселья.
И гирлянда лучше всех
Поднимет настроение.
Ты повесь ее туда,
Где душе угодно.
Пусть порадует тебя,
Сейчас же это модно!
Ты найдешь ей примененье,
В этом я уверен.
Пусть поднимет настроенье,
Этот факт уже проверен!
- На этом наш мастер-класс подошел к концу. Желаю вам успеха и творческих идей!
Список информационных источников:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Гофрокартон
- https://forumprestige.ru/article/istoriya-sozdaniya-korobov-iz-gofrokartona?ysclid=m6c0r7yw4i17648775
- https://ppgk.ru/stati/stati-o-gofrokartone-i-gofroupakovke/istoriya-kartona/
- https://www.livemaster.ru/glossary/849-kartonazh?ysclid=m6c6kj31j5921783738





