Мастер-класс для педагогов «Шахматный дебют»
Автор: Мосеева Светлана Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ОСОШ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса!
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в чудесный мир шахмат. Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.
- Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, а так же это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий интеллектуальные способности.
- О происхождении шахмат существует немало легенд, сейчас я вам расскажу одну из этих легенд.
- Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране Индия жил да был один очень сильный, могучий и богатый Шах. Было у него непобедимое войско с быстрыми колесницами и могучими слонами. Войско царя победило всех, кто вступал с ним в бой, а когда воевать стало не с кем, великий царь заскучал. Созвал Шах великих мудрецов и приказал придумать для него интересную забаву, а за наиболее оригинальную идею пообещал хорошенько отблагодарить.
Опечалились мудрецы, и пошли думать, как грозному Шаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» – спрашивает. Первый мудрец принес золотые кубики, которые всего лишь на несколько минут увлекли Шаха. Следующий мудрец – алмазные шары для катания, игра так же не развеселила.
Достаёт самый умный мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»
«Не всё то золото, что блестит!» – мудрец отвечает.
Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.
Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а, напротив, на другом - армию черного короля.
Название этой игры очень загадочное, но в переводе на русский язык всё достаточно просто. «Шах» - это Король, а «Мат» - это конец. Вместе получается «Конец Королю».
Индийский Шах очень любил эту игру и играл в неё все дни и ночи напролёт. А когда к нему приезжали гости из других стран, шах обязательно дарил им шахматный набор.
Со временем шахматы разъехались по всему свету и сейчас в эту замечательную игру играют во всех странах мира.
- Лично сама я научилась играть в шахматы относительно недавно. И так полюбила эту игру, что играю теперь каждый день. Свой интерес к этой игре я передаю обучающимся на занятиях по дополнительному образованию в районной школе одаренных детей.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Давайте, мы с вами сейчас разберемся, для чего нужно играть в шахматы?
- Как вы думаете, что развивает игра в шахматы? (ответы)
- Ответ прост – она учит жизни!
10 жизненно важных вещей, которым учат шахматы
мнение гроссмейстера Марии Фоминых
1. Принимать решения.
Шахматы учат брать ответственность за свои действия, не бояться ошибок и поражений.
2. Грамотно расходовать время.
Новички всегда либо торопятся (таких ласково зовут «пулемётчики»), либо думают слишком долго. Тормозим мы обычно от неуверенности, плохой концентрации и банального отсутствия знаний.
3. Задавать себе правильные вопросы.
Вроде бы очевидно: чтобы сильно играть, нужно думать. Только о чём?
В шахматах есть два глобальных вопроса, на которые нужно отвечать в каждый момент партии:
- Чего хочет соперник?
- Чего хочу я?
4. Ставить реальные задачи и уметь ждать.
5. Анализировать ошибки и всё время работать над собой.
6. Играть вслепую.
Правда ли, что шахматисты просчитывают ситуацию в уме на несколько ходов вперёд? Да, и этот навык лучше всего развивать с детства! Считать варианты в уме, возможно, лучшее, чему учат шахматы.
7. Не зевать.
Или делать это не очень часто. И речь идет не о физиологическом процессе. Зевок - это грубая ошибка, которая порой рушит самую великолепную стратегию. Это как купить путёвку на Мальдивы и… оставить дома не выключенный утюг. А дальше - как повезет: всё может закончиться хорошо (соседка выключила) или совсем плохо…
- Ко всему этому можно добавить, что шахматы в жизни помогают запоминать, заучивать и принимать самостоятельные решения.
- Кто мне скажет, в чем же смысл игры в шахматы?
- Цель игры – поставить короля противника в положение, когда у него нет возможности сделать ход. Такая ситуация на поле называется мат. Игрок, который поставил мат королю получает победу в шахматной партии.
- А теперь, уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вам познакомиться с шахматной доской и фигурами. Демонстрация на магнитной доске.
- В шахматы играют два ПАРТНЕРА или ПРОТИВНИКА. Один играет белыми, другой черными.
- Шахматная доска состоит из 64 квадратов-полей белого и черного цвета. На доске есть вертикальные, горизонтальные и диагональные линии.
- В наборе из 16 фигур у игрока присутствует восемь пешек и конь, слон, ладья по две штуки, ферзь и король в единственном экземпляре.
Участники тоже расставляют фигуры на своей доске.
- ЛАДЬИ в начальном положении стоят по углам:
«Я смотрю на первый ряд,
по краям ладьи стоят».
- На первой горизонтали появляются белые КОНИ, а на последней – чёрные кони:
«Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей».
- Расставляем СЛОНОВ:
«Меж коней заключены
наши славные слоны».
- На первой и на последней горизонталях незанятыми остаются по два поля:
«И ещё два поля есть,
А на них король и ферзь».
- Не стоит забывать, что ФЕРЗЬ любит свой цвет. Белого ферзя располагаем на поле белого цвета, а чёрного – на чёрном поле.
- Расставляем ПЕШКИ:
«А теперь без спешки,
Идут на место пешки».
- Итак, уважаемые участники, мы с вами познакомились с фигурами, теперь давайте узнаем, как фигуры могут ходить.
Работа перед экраном.
- Игра «Верю - не верю». Вопросы на экране, участники показывают карточку.
- Предлагаю вам познакомиться с основными правилами игры в шахматы (участники получают памятки). И у нас сейчас появляется прекрасная возможность сыграть в шахматы! Для кого-то это будет первый опыт, а для кого-то может стать хорошей традицией.
(Раздаю каждому участнику напечатанные правила на листочках)
- Игра в шахматы.
- Уважаемые коллеги! Если для вас сегодняшний мастер-класс был полезным, то повесьте на магнитную доску белую фигуру. Если мастер-класс оказался бесполезным, то черную.
- Рефлексия – повесить на доску белую фигуру (понравилось), черную (не понравилось).





