Четверг, 11.12.2025, 03:09
 
Добро пожаловать на официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Открытая (сменная) общеобразовательная школа г.Онеги"
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Подбор по параметрам

Мастер-класс для педагогов «Шахматный дебют»

Автор: Мосеева Светлана Николаевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ОСОШ

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

- Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса!

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в чудесный мир шахмат. Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.

- Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, а так же это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий интеллектуальные способности.

- О происхождении шахмат существует немало легенд, сейчас я вам расскажу одну из этих легенд.

- Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране Индия жил да был один очень сильный, могучий и богатый Шах. Было у него непобедимое войско с быстрыми колесницами и могучими слонами. Войско царя победило всех, кто вступал с ним в бой, а когда воевать стало не с кем, великий царь заскучал. Созвал Шах великих мудрецов и приказал придумать для него интересную забаву, а за наиболее оригинальную идею пообещал хорошенько отблагодарить.

Опечалились мудрецы, и пошли думать, как грозному Шаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» – спрашивает. Первый мудрец принес золотые кубики, которые всего лишь на несколько минут увлекли Шаха. Следующий мудрец – алмазные шары для катания, игра так же не развеселила.

Достаёт самый умный мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»

«Не всё то золото, что блестит!» – мудрец отвечает.

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а, напротив, на другом - армию черного короля.

Название этой игры очень загадочное, но в переводе на русский язык всё достаточно просто. «Шах» - это Король, а «Мат» - это конец. Вместе получается «Конец Королю».

Индийский Шах очень любил эту игру и играл в неё все дни и ночи напролёт. А когда к нему приезжали гости из других стран, шах обязательно дарил им шахматный набор.

Со временем шахматы разъехались по всему свету и сейчас в эту замечательную игру играют во всех странах мира.

- Лично сама я научилась играть в шахматы относительно недавно. И так полюбила эту игру, что играю теперь каждый день. Свой интерес к этой игре я передаю обучающимся на занятиях по дополнительному образованию в районной школе одаренных детей.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

- Давайте, мы с вами сейчас разберемся, для чего нужно играть в шахматы?

- Как вы думаете, что развивает игра в шахматы? (ответы)

- Ответ прост – она учит жизни!

10 жизненно важных вещей, которым учат шахматы

мнение гроссмейстера Марии Фоминых

1. Принимать решения.

Шахматы учат брать ответственность за свои действия, не бояться ошибок и поражений.

2. Грамотно расходовать время.

Новички всегда либо торопятся (таких ласково зовут «пулемётчики»), либо думают слишком долго. Тормозим мы обычно от неуверенности, плохой концентрации и банального отсутствия знаний.

3. Задавать себе правильные вопросы.

Вроде бы очевидно: чтобы сильно играть, нужно думать. Только о чём?

В шахматах есть два глобальных вопроса, на которые нужно отвечать в каждый момент партии:

  1. Чего хочет соперник?
  2. Чего хочу я?

4. Ставить реальные задачи и уметь ждать.

5. Анализировать ошибки и всё время работать над собой.

6. Играть вслепую.

Правда ли, что шахматисты просчитывают ситуацию в уме на несколько ходов вперёд? Да, и этот навык лучше всего развивать с детства! Считать варианты в уме, возможно, лучшее, чему учат шахматы.

7. Не зевать.

Или делать это не очень часто. И речь идет не о физиологическом процессе. Зевок - это грубая ошибка, которая порой рушит самую великолепную стратегию. Это как купить путёвку на Мальдивы и… оставить дома не выключенный утюг. А дальше - как повезет: всё может закончиться хорошо (соседка выключила) или совсем плохо…

- Ко всему этому можно добавить, что шахматы в жизни помогают запоминать, заучивать и принимать самостоятельные решения.

- Кто мне скажет, в чем же смысл игры в шахматы?

- Цель игры – поставить короля противника в положение, когда у него нет возможности сделать ход. Такая ситуация на поле называется мат. Игрок, который поставил мат королю получает победу в шахматной партии.

- А теперь, уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вам познакомиться с шахматной доской и фигурами. Демонстрация на магнитной доске.

  • В шахматы играют два ПАРТНЕРА или ПРОТИВНИКА. Один играет белыми, другой черными.
  • Шахматная доска состоит из 64 квадратов-полей белого и черного цвета. На доске есть вертикальные, горизонтальные и диагональные линии.
  • В наборе из 16 фигур у игрока присутствует восемь пешек и конь, слон, ладья по две штуки, ферзь и король в единственном экземпляре.

Участники тоже расставляют фигуры на своей доске.

  • ЛАДЬИ в начальном положении стоят по углам:

«Я смотрю на первый ряд,

по краям ладьи стоят».

  • На первой горизонтали появляются белые КОНИ, а на последней – чёрные кони:

«Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей».

  • Расставляем СЛОНОВ:

«Меж коней заключены

наши славные слоны».

  • На первой и на последней горизонталях незанятыми остаются по два поля:

«И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь».

  • Не стоит забывать, что ФЕРЗЬ любит свой цвет. Белого ферзя располагаем на поле белого цвета, а чёрного – на чёрном поле.
  • Расставляем ПЕШКИ:

«А теперь без спешки,

Идут на место пешки».

- Итак, уважаемые участники, мы с вами познакомились с фигурами, теперь давайте узнаем, как фигуры могут ходить.

Работа перед экраном.

  • Игра «Верю - не верю». Вопросы на экране, участники показывают карточку.

 

- Предлагаю вам познакомиться с основными правилами игры в шахматы (участники получают памятки). И у нас сейчас появляется прекрасная возможность сыграть в шахматы! Для кого-то это будет первый опыт, а для кого-то может стать хорошей традицией.

(Раздаю каждому участнику напечатанные правила на листочках)

  • Игра в шахматы.

- Уважаемые коллеги! Если для вас сегодняшний мастер-класс был полезным, то повесьте на магнитную доску белую фигуру. Если мастер-класс оказался бесполезным, то черную.

  • Рефлексия – повесить на доску белую фигуру (понравилось), черную (не понравилось).
Поиск
Баннеры
80-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов

Новые места

Музей истории образования на Архангельском Севере

Прием на обучение иностранных граждан и лиц без гражданства с 1 апреля 2025 года

Международного чемпионата по битве роботов
НАША ГРУППА В ВК
МБОУ ОСОШ г.Онеги (филиал МЦДО) © Онега, Гагарина - 48