Мастер-класс
«Метод Lax Vox в практической деятельности музыкального руководителя,
педагога дополнительного образования»
Автор: Савина Ольга Григорьевна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ОСОШ
Метод LAX VOX, представленный доктором философии и логопедом Маркетой Сихво (Финляндия) в 1990 году, является инновационным подходом в области вокального искусства и логопедии, направленным на восстановление и оптимизацию голосовых функций. Этот метод подходит профессиональным певцам, любителям, желающим улучшить свои голосовые навыки, педагогам, лекторам, тренерам, всем тем, кто использует голос в своей работе, чтобы поддерживать здоровье своего голоса. В переводе с английского LAX VOX - «релахвойсе», означает «расслабленный голос».
Для выполнения метода необходимы несколько основных элементов:
1.Трубочка, изготовленная из медицинского силикона, длиной 35 см и диаметром 9-10 мм. Она предназначена для создания сопротивления, которое помогает в тренировке голоса.
2.Сосуд с водой, в который помещается трубочка. Уровень воды и глубина погружения трубочки могут быть изменены для настройки сопротивления.
Этапы применения метода:
1.Опускание трубочки. Трубочка должна быть помещена в воду, чтобы создать необходимое сопротивление.
2.Произнесение звуков. Ученик или певец произносит звук «У» на удобной высоте, что вызывает пузырьки в воде и вибрацию в области рта.
3.Настройка сопротивления. Изменяя глубину погружения трубочки, можно адаптировать сопротивление для достижения желаемого эффекта.
Польза от метода LAX VOX для восстановления голоса:
1.Улучшение качества звучания. Регулирование давления в голосовом тракте способствует более чистому и полному вокальному звуку.
2.Расслабление связок. Вибрации, вызванные бурлением воды, помогают расслабить голосовые связки и мышцы, что особенно полезно при усталости голоса.
3.Устранение напряжения. Метод помогает избежать чрезмерного напряжения в области гортани, что может привести к повреждениям голосовых связок.
Упражнение можно выполнять несколько раз в день по 5 минут, что делает его доступным и простым в реализации.
Рекомендации по использованию трубочек разного диаметра. Разные диаметры трубочек предназначены для разных типов голосовых проблем и целей.
1.Широкие трубочки рекомендуются для случаев, когда голос хриплый или напряженный. Они облегчают звукоизвлечение и помогают расслабить голосовые связки.
2.Узкие трубочки подходят для более продвинутых вокалистов, а также для тех, у кого голос уже находится в хорошем состоянии. Они помогают улучшить контроль над звуком и развивают технику. Таким образом, правильный выбор трубочек в сочетании с методом может значительно повысить эффективность вокальной тренировки и способствовать более быстрому восстановлению голоса.
Тренировка голосового аппарата с использованием трубочки и воды
Введение в вокальные упражнения. Берем только трубочку без воды. Нужно тянуть удобный звук, например «У» - не высоко, не низко (1-2 минуты). Задача: почувствовать вибрацию во лбу, на зубах, губах, на языке и в самой трубочке. Если вы чувствуете её где-то в области гортани, в области груди, значит, что-то делаете не так. Должно появиться ощущение, как будто вся эта вибрация скапливается в верхней части головы. Данные ощущения нужны для того, чтобы перенести чрезмерное напряжение с области гортани и голосовых связок, сосредоточить звук в верхней части головы. Как будто макушка поёт, а не горло и грудь.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Техника работы с трубочкой и водой.
Выдыхать нужно осторожно, чтобы казалось, что вода в сосуде закипает, слегка бурлит.
Если дать сильное давление, то вода начнет выплескиваться на вас. Все, конечно, зависит от количества воды, которую вы нальете, но не наливайте слишком много. Можно чуть больше половины сосуда. Если вы только новичок или у вас какие-то уже есть проблемы с голосовым аппаратом, то, пожалуйста, не погружайте трубочку слишком глубоко, буквально на сантиметр, два, чтобы не пришлось применять много усилий, потому что нам нужно от них избавиться. Чем дальше вы будете продвигаться по упражнениям, чем больше вы будете практиковать, тем глубже можно погружать трубочку в воду. Следите за тем, чтобы вам было комфортно.
Пение по полутонам. Слушаем звук и повторяем его в трубочку на звук «У», можно на «липрол» – «бурчание машинки». Попробуйте и так, и так. Если вам стало высоко, значит, прекращаете упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 2.Чередование выдоха со звуком и без звука.
Пузырьки в сосуде не должны останавливаться, то есть нужно все время выдыхать. Мысленно, про себя пропевать мелодию, но беззвучно. Голосовой аппарат все равно подстраивается под высоту звуков в мелодии, потому что даже когда мы просто слушаем музыку, наш вокальный аппарат работает, голосовые связки двигаются. Поэтому принцип практически такой же. Когда Вы мысленно мелодию пропеваете, то ваша гортань поднимается и опускается, то есть процесс идет.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполняется под музыку. Можно играть детям на инструменте.
Практика с мелодиями и слайдами
1.Поем трезвучие вверх и вниз.
2. Поем слайды - это как глиссандо, подъезд в горочку до верхней ноты, а потом вниз.
3. Поем мелодию на «У»
Делаем то же самое с чередованием со звуком и без него.
РАБОТА С ПЕСНЕЙ. Если есть проблемы на определенных высоких нотах в разучиваемой песне. Вы с трубочкой просто решаете этот вопрос. Мелодию данной фразы выполняете как упражнение.
Заключение:
Данные упражнения можно использовать как подготовку к пению вместо распевки, для работы над определенной задачей в репертуаре, а также для профилактики и лечения голосового аппарата у себя и воспитанников.
Упражнения можно использовать при работе с детьми разного возраста индивидуально и в группе. При работе в группе развивается чувство унисона, контроля за звуком, все дышат одинаково, никто не форсирует, что помогает развивать чистоту интонирования. Нужно обращать внимание на диапазон голоса детей, давать соответствующие диапазону звуки, чтоб не было напряжения в голосе.






