О юбилейных датах
К 100-летию системы дополнительного образования детей
Важно, чтобы у всех детей независимо от того, где они живут и насколько материально обеспечены их родители, была возможность развивать свои способности …именно учреждения ДОД, в силу своей уникальности, способны не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.
Д. А. Медведев
В 2018 году будет праздноваться 100-летие системы дополнительного образования детей (внешкольного образования), годом рождения которой считается 1918 год, когда было создано первое государственное внешкольное учреждение «Станция юных любителей природы» (Москва, Сокольники). Решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования [1]. Однако, негосударственные внешкольные учреждения существовали в России и до этого. В конце XIX века прогрессивные передовые педагоги во главе с С. Т. Шацким создавали внешкольные объединения для детей рабочих и служащих, идея которых предполагала облегчить жизнь детей беднейших слоев общества, развить их духовные и физические силы и активность. Основными формами внешкольных объединений были детские клубы, воскресные школы, различные студии, детские и спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Деятельность таких объединений обеспечивалась за счет средств либеральных общественных организаций, добровольных пожертвований и благотворительных взносов [2]. Активное развитие система внешкольного воспитания (в 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание») получила в советские годы, когда создавались детско-юношеские спортивные школы, Дома и Дворцы пионеров, загородные пионерские лагеря, Станции юных натуралистов и техников. Практически 100 % учащихся школ Советского Союза были охвачены внешкольной деятельностью. Конечно, основной движущей силой распространения и всеобщего охвата внешкольным воспитанием учащихся была идеология правящей партии, а это не всегда благоприятно сказывалось на качественном развитии учреждений внешкольного воспитания, т. к. не каждый ребенок мог реализовать свои интересы в кружках и секциях, созданных в соответствии с идеями существующего строя. Однако, именно в это время была создана система взращивания талантов, которая заключалась в неразрывном сосуществовании школьного и внешкольного воспитания. С 1992 года внешкольные учреждения стали называться учреждениями дополнительного образования детей. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», изданным в 1992 году, изменились содержание и формы деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей. Во время перестройки и практически по настоящее время, дополнительное образование существовало отдельно от общего. Школьных учителей зачастую не интересовало, какие внешкольные занятия посещают учащиеся. Особенно трудно стало получить дополнительное образование в сельской местности: школы отказались от ведения кружков и секций, а учреждения дополнительного образования отсутствуют и по сей день. В городах большинство кружков и секций становятся платными, что так же понизило количество желающих получать дополнительное образование. Такие исторические предпосылки привели к тому, что перед современным обществом остро поднялась проблема, которую озвучил В.В Путин: «… у нас почти утрачена советская система внеклассного образования — кружки, дома культуры и так далее. Систему внеклассного образования, во-первых, надо восстанавливать и, уж точно совершенно, нельзя ничего сокращать в самих школах. Мы обратим на это внимание» [3]. И внимание обратили: за последние два-три года была проведена большая работа по модернизации образования, изданы законодательные акты, регулирующие образовательную деятельность, в том числе законодательно определены приоритеты развития дополнительного образования. Перечислим основные: 1) Федеральный закон № 273 «Об образовании в РФ» сохранил законодательное положение дополнительного образования и определил, что дополнительное образование «направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» [4]; 2) Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р утверждена Концепция дополнительного образования детей, которая «направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства» [5]; 3) разработан проект Профессионального стандарта педагога дополнительного образования, идет его обсуждение и доработка; 4) Распоряжением Правительства РФ от 29.12. 2014 года № 2726-р утверждена Концепция Федеральной программы развития образования на 2016–2020 годы, в которой говорится, что «одной из важнейших проблем современного образования является процесс необходимого применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования…», а также что «необходимо добиться устойчивого процесса непрерывного образования как важнейшей составляющей образования российских граждан в течение всей жизни. В связи с этим больше внимания должно уделяться проблемам развития дополнительного образования детей…» [6]. Таким образом, деятельность учреждений дополнительного образования в современных условиях должна соответствовать государственной политике в сфере образования, а основное предназначение дополнительного образования — действовать в интересах ребенка, его семьи и государства, а также быть привлекательным и востребованным для населения. Дополнительные общеобразовательные программы должны быть построены с учетом культурных, экономических и политических особенностей региона, а также должны реализовываться посредством информационно-образовательной среды за счет использования информационных технологий, развития дистанционных и сетевых форм организации деятельности.
1. Дополнительное образование детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Дейч Б. А. К юбилею дополнительного образования детей в России: когда и как все начиналось. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dopedu.ru/attachments/article/360/ %D0 %94 %D0 %B5 %D0 %B9 %D1 %87.pdf
3. Путин: Внеклассное образование будет восстановлено [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eduhelp.info/page/putin-vneklassnoe-obrazovanie-budet-vosstanovleno
4. ФЗ № 273-ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
5. Концепция дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
6. Концепция Федеральной программы развития образования на 2016–2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29.12. 2014 года № 2726-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
7.Корниенко С. А. Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 124-128.